Найти в Дзене
ЭКСПЕРТ

Автомобильный рынок России. Перспективы 2023 года

Оглавление


В 2022 году в России купили 798,6 тыс. новых автомобилей, сообщило аналитическое агентство «Автостат». Этот показатель стал наименьшим за последние 16 лет. Рассказываем, как изменилась структура рынка и какие прогнозы делают эксперты на нынешний год.

Итоги 2022 года


Снижение продаж зафиксировано во всех сегментах. При этом годом ранее во всех сегментах был рост.

-2

Наибольшее снижение — на 59% — зафиксировано в сегменте легковых автомобилей. В сегменте легких коммерческих автомобилей спад составил 48% (продано 75,2 тыс. шт.), в сегменте грузовиков — 16% (84,2 тыс. шт.), автобусов — 7% (12,9 тыс. шт.).

-3

«Впервые за долгое время в РФ куплено легких коммерческих машин меньше, чем грузовых», отметил «Автостат». Действительно, если посмотреть доступную на сайте этого агентства статистику, то такой ситуации не было как минимум с 2009 года.


Рынок LCV

-4

Половину (50,38%) рынка новых легких коммерческих автомобилей в 2022 году занимала отечественная марка GAZ. За год ее доля выросла на 5,46 п.п. Продано 37,9 тыс. шт., что на 41% меньше, чем в 2021 году.

Второе место у еще одного российского бренда — УАЗ. Продано 13,3 тыс. шт.. Спад составил 23%.

В ТОП—5 попали американский Ford (7,4 тыс. шт.; -63,6%), отечественная LADA (7 тыс. шт.; -53%) и французский Peugeot (1,9 тыс. шт.; -71%).

Отрицательную динамику показали все марки входящие в ТОП-10. Сильнее всего «просел» немецкий Volkswagen — на 77%.

-5

Лидерство в модельном рейтинге принадлежит GAZ Gazelle NEXT, которая была куплена в объеме 20,6 тыс. экземпляров, что на 41% меньше, чем в 2021 году. При этом рыночная доля этой модели превысила 27%.

Второе место сохранил Ford Transit, который за весь прошлый год разошелся тиражом в 7,4 тыс. штук (-63,6%). Это единственная иномарка в десятке моделей-лидеров.

-6



Рынок грузовиков

-7

Лидером российского рынка грузовиков в 2022 году остался отечественный бренд KAMAZ, на долю которого пришлось 37% (рост на 1,6 п.п.). В количественном выражении это составляет 31,5 тыс. единиц — на 11,8% меньше, чем в 2021 году.

-8

На второе место взлетел китайский бренд Shacman. Год назад он был за пределами ТОП-5. Объем рынка этой марки вырос в 3,4 раза до 9,7 тыс. штук, в связи с чем его доля увеличилась вчетверо, превысив 11%.

На третьем месте GAZ. От него немного отстает Ural. Машин этих марок продано в количестве 5396 и 5162 штук соответственно.

Далее в марочном рейтинге располагаются российские и китайские производители, компанию которых в ТОП-10 разбавили белорусский MAZ и шведский Volvo.

У пяти брендов из ТОП-10 отмечен рыночный рост, но если у Ural он составил всего 4,4%, то у «китайцев» (Shacman, FAW, Howo, JAC) превысил 100%. При этом в десятку лидеров вошел еще один производитель из Поднебесной — Sitrak, которого в 2021 году на российском рынке не было.

Среди моделей лидерство завоевал KAMAZ 43118 — в 2022 году семейство таких машин разошлось тиражом в 8,5 тыс. экземпляров — на 9,5% больше, чем в 2021-м. Следом идет еще один представитель Камского автозавода – модель KAMAZ 65115 (7,7 тыс. шт.; +14%). Замыкает тройку лидеров китайский грузовик Shacman SX3258 (3,9 тыс. шт.; рост в 2,7 раза). Эксперты «Автостата» отмечают, что десятку лидеров поровну делят российские и китайские модели.

-9


Рынок автобусов

Свыше 40% всех купленных в 2022 году новых автобусов пришлось на отечественную марку PAZ. В количественном выражении это составляет 5456 шт., что на 29% ниже результата 2021 года. Далее в марочном рейтинге следуют три российских бренда и один китайский — NEFAZ (1425 шт.; -14,3%), Yutong (1194 шт.; рост в 3,3 раза), Volgabus (1146 шт.; рост в 3 раза) и LIAZ (1069 шт.; -42%).

Порог в 1 тысячу единиц удалось преодолеть также белорусскому бренду MAZ. В России продано 1065 машин. Объем вырос в 2 раза.

Среди моделей первые две позиции занимают представители Павловского автобусного завода. Лидер — PAZ 3205, который в 2022 году разошелся в количестве 2452 штук. На втором месте — PAZ 3204 (1898 шт.). Замыкает ТОП-3 модель NEFAZ 5299 (1425 шт.).


Прогноз на 2023 год


Согласно
Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации, которая была утверждена правительством РФ 28 декабря 2022 года, в 2023 году совокупный объем продаж автомобилей и автобусов на российском рынке составит 1168 тыс. шт. Из этого количества будет 960 тыс. легковушек, 101 тыс. легких коммерческих автомобилей, 93 тыс. грузовиков, 14 тыс. автобусов.

«Автостат» прогнозирует, что в 2023 году объем рынка новых легковых автомобилей в России по базовому сценарию составит 650 тысяч единиц, что будет на 4% выше уровня 2022 года. В оптимистичном прогнозе он достигнет 780 тысяч штук (+25%), в пессимистичном — 550 тысяч (-12%). Прогноз по другим сегментам агентство не дает.

У компании «Автосельхозмаш-холдинг», которая также делает исследования рынка, оптимистичный прогноз на 2023 год. Она ожидает улучшения продаж легковых автомобилей, которое будет достигнуто за счет увеличения доли машин китайских брендов. Такое мнение высказал замгендиректора «АСМ-холдинга» Александр Ковригин. Оно
опубликовано на сайте ассоциации «Российские автомобильные дилеры».

«Во втором полугодии 2022 года наблюдался рост продаж автомобилей. Можно предположить, что в наступившем году спрос продолжит восстановление», — заявил директор сетевых продаж компании «ЭКСПЕРТ» Михаил Хмелевский.

«ЭКСПЕРТ» следит за структурными изменениями на рынке и обеспечивает клиентов необходимыми автокомпонентами. «Мы постоянно расширяем ассортиментную матрицу компании, в том числе за счет продукции для новых моделей», — отметил Михаил Хмелевский.