Как у участников Арктических конвоев от восторга в глазах троилось. Ух, советские женщины!
"Но кони всё скачут и скачут, а избы - горят и горят" - это, конечно, очень хорошо сказано про наших женщин. Ну ни на секундочку отвернуться нельзя - тут же какое-нибудь копытное от рук отобьётся. И закономерно, что российская история, и в особенности история военная, щедра на удивительные женские подвиги...
Но в одной теме приключился - позвольте каламбур - цирк с конями. Теми самыми, которые вроде как скакали, а вроде как и нет.
По Сети и по литературе гуляет очень яркая история о том, как "бабы потушили пожар" на советском танкере "Азербайджан" во время атаки немцев на арктический конвой PQ-17. Про баб это, если что, цитата:
Но тут, как говорится, есть нюанс.
Коротко о событии, если вдруг подзабылось: арктические (или северные) конвои возили в СССР военную технику и стратегические грузы, которую по ленд-лизу предоставляли союзники, а обратно - лес, руду, химикаты. Всего было 78 таких конвоев - из портов Исландии и Великобритании в Архангельск и Мурманск и обратно. Немцев, конечно, не устраивал такой расклад, и они усердно боролись с конвоями. PQ-17 в этом плане не повезло больше, чем остальным - комбинированным ударом немецких надводных кораблей, подводных лодок и авиации 22 из 35 транспортов и два корабля сопровождения были уничтожены. В составе конвоя PQ-17 были советские танкеры "Донбасс" и "Азербайджан" с грузом льняного масла.
Итак, 4 июля 1942 года конвой PQ-17 был атакован. Некоторое время "Азербайджану" удавалось уходить от бомбардировщиков и торпедоносцев. Но заходы на танкер следовали один за другим. В какой-то момент одновременно шесть торпедоносцев зашли с правого борта... Раздался чудовищный взрыв. Согласно вахтенному журналу, торпеды попали в танки №15 и №16 и разорвали семь соседних. В небо взвился столп пламени высотой 60 метров. Казалось, никто и ничто не сможет спастись в таком пожаре.
Но - "бабы потушили". Пол Лунд (на секундочку, непосредственный участник событий, моряк с корабля сопровождения «Лорд Остин») рассказывает, как после попадания торпеды одна из женщин экипажа "Азербайджана" открыла по огонь из пулемёта по торпедоносцу и сбила его. В это время мужчины-моряки начали покидать горящее судно на шлюпках, но женщины не дали им уйти: одна кричала что-то нехорошее в мегафон, вторая профилактически постреливала из пулемёта по воде вокруг них. В общем, всех вернули на борт и заставили тушить пожар. И ведь потушили! "Азербайджан" после этого даже добрался до порта Архангельска.
"Женский экипаж действительно проявил огромную изобретательность, хотя часть матросов-мужчин оказалась не столь стойкой... Капитан победил, но дорогой ценой. Одной из погибших была корабельная радистка - его жена. Женщины на борту второго русского танкера "Донбасс" радостно махали кораблям сопровождения. Молодые и не очень, все они были одеты в длинные черные платья, поверх которых носили плащи до пят и зюйдвестки. Эти необычные фигуры надолго остались в нашей памяти", - пишет Пол Лунд в книге "PQ-17 - конвой в ад".
В том же духе излагает Валентин Саввич Пикуль в романе "Реквием каравану PQ-17: "Англичане наблюдали непривычную для них картину: в то время, когда мужчины сражались с огнем, за пулеметами сидели русские женщины в ватниках, обвешанные пулеметными лентами, возле пушек на подаче снарядов тоже стояли женщины".
Дополняет картину Дэвид Ирвинг в книге "PQ-17. Смертельная битва в Северной Атлантике": "Тяжелое орудие в носовой части танкера, укомплектованное исключительно женщинами, продолжало вести огонь в направлении давно уже скрывшихся немецких самолетов".
Складывается ощущение, что чуть ли не половину экипажей советских танкеров составляли женщины. "Моряки с любопытством следили за двумя большими русскими танкерами "Азербайджан" и "Донбасс", удивляясь количеству женщин у них на борту", - пишет Лунд. "Брэнгвин поразился тому, как много в их командах женщин. Хриплый Дик, уже однажды прошедший на РQ-13 до России, объяснил ему, что это совсем не жены моряков. «Когда станем выбирать якоря, вот увидишь, как эти бабы начнут ловко орудовать на стопорах и со швартовыми, будто это кастрюльки и дуршлаги»", - вторит Пикуль.
А Дэвид Ирвинг вовсе рассказывает: "Капитан «Азербайджана» был женат на главном инженере корабля, а старший офицер — на боцмане. Все стюарды на корабле были женского пола. Когда по конвою прошел слушок, что боцман «Азербайджана» «родил ребенка», это вызвало настоящую сенсацию".
На сайте Музея Арктических конвоев (Шотландия) указано, что женские экипажи судов были самым обычным делом для Советского Союза, и это очень удивляло союзников. И в целом в Интернете что ни статья об "Азербайджане" в конвое PQ-17 - то упоминания экипажа, состоявшего в основном из женщин.
"Ух, советские женщины!" - подумала я и пошла искать, кем же были храбрые моря́чки. История ведь не бывает безымянной. И обнаружилось удивительное.
Женщины и на "Азербайджане", и на "Донбассе" действительно были. В судовых ролях танкеров даже четко прописано*, сколько:
На "Азербайджане" трое: буфетчица Смика Анастасия Илларионовна, уборщица Варич Устина Андреевна и уборщица Демчук Мария Ивановна.
На "Донбассе" пятеро: 4-й помощник Каландалзе Нина Германовна, судовой медик Боярчук Ольга Филипповна, уборщица Загоруйко Вера Григорьевна, дневальная Арбатская Татьяна Иовна и буфетчица Макиенко Мария Кузьминична.
Вот так половина экипажа! Вот так орудия, укомплектованные одними женщинами 😁
Получается, советские буфетчицы и уборщицы настолько пленили иностранных моряков, что у тех в глазах от восторга троилось, да ещё и подвиги были готовы приписывать 😁 Заодно и мужчин экипажа принизить. А уж по мотивам таких "воспоминаний" история о мужественных моря́чках и трусоватых моряках танкера "Азербайджан" расползлась по художественной литературе и по Сети. Фейки, как известно, живучи и с определённого момента практически неискоренимы.
На счету наших женщин и без того довольно военных подвигов. Нет нужды ничего выдумывать. Жаль, "союзники" в этом не очень разбираются.
...
ПРИМЕЧАНИЕ:
*Судовые роли по Руднев, Г.А. Огненные рейсы. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1975. - 103 с.