Найти тему

Консервация или конверсия? АвтоВАЗ будет производить машины на бывшем заводе Nissan

«Недавно было принято решение Nissan передать акции НАМИ, но НАМИ в свою очередь эти акции передает АвтоВАЗу для последующего запуска производства автомобилей Lada в кооперации с иностранными производителями на площадке в Санкт-Петербурге», — рассказал в начале января глава Минпромторга Денис Мантуров. #INJECT_1# Что ж, почему бы и нет. Правда, опыт выпуска «Москвичей» на бывшего заводе Renault в столице говорит о том, что восстановление производства автомобилей на брошенных западными компаниями заводах оказывается непростой задачей — пока себестоимость там выходит очень высокой. Впрочем, и по московскому проекту делать выводы еще рано — может быть, со временем процесс будет оптимизирован. Между тем на других петербургских автозаводах продолжается консервация. Накануне Нового года 2267 сотрудников петербургского автозавода Hyundai получили своеобразное поздравление. Руководством компании принято решение о массовом высвобождении сотрудников, о чем, в соответствии с Трудовым кодексом, за два месяца уведомили весь персонал. Без «подарков» при этом не обошлось — уходящим добровольно обещают выходное пособие в размере 12 окладов, к подписанию соглашений приступят в январе. Несогласные же с 20 февраля 2023 подлежат сокращению по ТК РФ уже на менее выгодных условиях. Причины радикальных мер руководство иностранных концернов дублирует как под копирку. «Из-за продолжающейся приостановки производственных процессов компания «Хендэ Мотор» предпринимает шаги по оптимизации штата в России. Компания выполнит все социальные обязательства перед сотрудниками, которых это затронет, включая выплату выходного пособия для уволившихся по соглашению сторон», — сообщили в пресс-службе компании. Напомним, что завод приостановил выпуск автомобилей «из‑за трудностей с поставками комплектующих» еще 1 марта. В конце сентября практически с той же формулировкой свернул производство своих автомобилей в Петербурге японский автоконцерн Toyota. С середины ноября 2022 года проведены массовые увольнения сотрудников «по соглашению сторон» с выплатой им обещанного выходного пособия от 12 окладов плюс еще по одному окладу за каждый отработанный год — так что главные старожилы получили до двух миллионов рублей. В дополнение весь персонал отправили на оплаченную заводом переподготовку. Не найдя покупателей, менеджмент завода запустил процедуру консервации оборудования. Ранее Минпромторг заявил, что переговоров о покупке ФГУП «НАМИ» российских активов ООО «Тойота Мотор» не ведется. Между тем 1 декабря на петербургском автозаводе концерна началась внеплановая проверка прокуратуры на предмет соблюдения предприятием требований налогового и трудового законодательства, а также законодательства об импортозамещении, техническом регулировании и промышленной безопасности. Совместно с прокурорами в мероприятии принимала участие бригада сотрудников налоговой инспекции, представители инспекции труда, региональных управлений Ростехнадзора и Росгвардии, а также специалисты Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института ФГУП «НАМИ». По не­официальной информации, проверяли не только техническую документацию, но и само оборудование в действии. Как предполагают некоторые эксперты, поводом для рейда мог стать поступивший сигнал о вывозе оборудования с площадки. Сама Toyota до сих пор готова передать завод другому инвестору. Однако эксперты уверены, что с учетом нынешних реалий быстро и за адекватную цену продать завод в Шушарах не получится. По мнению гендиректора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, сомнительно, чтобы кто‑то из автопроизводителей решил в обозримом будущем приобрести этот актив. Однако есть и альтернатива. По мнению некоторых военных экспертов, законсервированные автозаводы можно национализировать и перепрофилировать под нужды «оборонки». Например, генерал-лейтенант в отставке Андрей Гурулев отмечает: «Там, где делали автомобили, можно делать снаряды. Были бы станки, а технологический процесс можно наладить. Мы в Великую Отечественную войну в трамвайных депо делали гранаты…» Заметим, что глава Минпром­торга Денис Мантуров в октябре 2022 года возглавил рабочую группу координационного совета при правительстве РФ по обеспечению потребностей Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Потому различные варианты конверсии производства вполне могут получить его одобрение. А вот насколько разумна такая конверсия в каждом конкретном случае — это уже другой вопрос.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Авто
268,3 тыс интересуются