Найти тему
Из точки А в точку Б

Будущее: куда развиваются железные дороги России

Оглавление

Что бы ни происходило, но несколько направлений в РЖД явно стремятся развивать. Посмотрим, что это даст пассажирам.

Вот три основных направления и субъективная оценка того, насколько реально в ближайшее время увидеть результаты на практике.

1. Высокоскоростные поезда

Одним из самых значительных проектов — развитие сети высокоскоростных железных дорог, которая будет соединять крупные города по всей стране и значительно сокращать время в пути. Про то, что это один из приоритетов отрасли, мы писали ещё пять лет назад.

Концепт российского высокоскоростного поезда. © АО "Скоростные магистрали"
Концепт российского высокоскоростного поезда. © АО "Скоростные магистрали"

Время от времени официальные лица рассказывают о строительстве вокзала для высокоскоростной магистрали (ВСМ) в районе исторического Рижского вокзала в Москве, о том, по какому маршруту пойдёт ветка в Санкт-Петербург, о том, от каких налогов надо освободить РЖД, чтобы холдинг построил новые пути...

Публикую эскизы возможных будущих поездов ВСМ — вот тут и вот тут есть картинки из разных буклетов и презентаций.

Маршрут обещают то из Москвы в Казань и далее на восток, то в Питер — больше нигде не окупится, то и туда, и туда...

  • Будут ли новые картинки в ближайшее время? Я думаю, будут.
  • Увидим ли мы запуск первых участков до конца 2023 года, как обещали? Я думаю, нет.

2. Трансполярная магистраль

На картинке несуществующий поезд, сгенерированный нейросетью. Сама магистраль немного более реальна
На картинке несуществующий поезд, сгенерированный нейросетью. Сама магистраль немного более реальна

Железную дорогу от Мурманска до Архангельска, объединяющую все северные территории России, собираются построить ещё с 1928 года (скоро отпразднуем столетие). Проект за это время много раз меняли, какие-то участки запущены и работают, где-то уже много лет заброшенные депо с кладбищем паровозов...

Сейчас проект развивают под названием Северный широтный ход (СШХ, а потом и СШХ-2). Для перевозки грузов нужна бесперебойная железнодорожная ветки с юга Ямало-Ненецкого автономного округа до Дудинки. Помимо новых участков, план включает в себя также и модернизацию существующей инфраструктуры.

Маршрут и стоимость продолжают меняться год от года, за последние десять лет предполагаемый бюджет проекта вырос вдвое и превысил 300 млрд рублей, а протяжённость колеблется в районе 600-720 км.

  • Услышим ли в этом году новые цифры и планы относительно СШХ? Да.
  • Увидим ли реально запуск новых участков? Не исключено. Но не ради пассажиров, а ради грузов.

3. Развитие пригородного транспорта и интеграция с другими видами транспорта

Эту картинку тоже нарисовала нейросеть Midjourney. Красиво же
Эту картинку тоже нарисовала нейросеть Midjourney. Красиво же

Также буквально последние пару-тройку лет много внимания сосредоточено на развитии пригородного и регионального железнодорожного транспорта, чтобы улучшить доступность сети для жителей окраин больших городов и сельской местности.

Это и запуск новых пригородных маршрутов, и модернизация вокзалов, и эксперименты с заменой подвижного состава и услугами на станциях.

Параллельно идёт интеграция железнодорожной сети с другими видами транспорта: маршруты согласуют с автобусными, появляются городские электрички — включённые как в пригородную ж/д сеть, так и в сеть метро, бесшовные пересадки по одному билету (в Москве уже есть) и др.

  • Увидим ли новые маршруты внутри регионов в этом году? Да. Если не сменится руководство пассажирского департамента РЖД — персонально от них в этом плане зависит почти всё.
  • Хорошо ли это? Безусловно, да.

Но всё же. А вы как думаете, что будет с железными дорогами России в этом году?