По традиции, в сентябре 2022 года в «Экспоцентре» на Красной Пресне прошла Российская неделя общественного транспорта, в рамках которой прошло сразу четыре выставки: «Электротранс», «CityBus», “Транспортная светотехника» и «Электроника-Транспорт». Как следует из названий, выставка «Электротранс» была посвящена транспортным средствам, работающим на электричестве, в том числе электрическому рельсовому транспорту. Тематика выставки «CityBus» - пассажирский транспорт. На выставке «Транспортная светотехника» были показаны светотехнические изделия, применяемые в транспорте, а на выставке «Электроника-Транспорт» - различные электронные системы. Так, что про Российскую неделю общественного транспорта вкратце можно сказать четыре в одной. Посмотрим, что интересного было показано на Российской неделе общественного транспорта.
Как и положено на каждой выставке, на Российской неделе общественного транспорта состоялось несколько премьерных показов и прошёл ряд презентаций.
Самыми яркими новинками, показанными на Российской неделе общественного транспорта можно назвать низкопольный троллейбус «Адмирал» модели 6281.01, созданный компанией «ПК Транспортные системы» и 30-местный полностью низкопольный троллейбус OLGERD модели 32100D, созданный минским предприятием "Белкоммунмаш", отмечающим в 2023 году 50-летний юбилей.
В отличие от выпускавшихся ранее моделей, у «Адмирала» модели 6281.01 переработана эргономика пассажирского салона, увеличено количество посадочных мест до 37, изменения коснулись кабины водителя — увеличена обзорность, появились отсеки для разных необходимых водителю вещей, в базовую комплектацию входит мульитруль с возможностью индивидуальной настройки. На панели приборов установлено устройство, контролирующее состояние и поведение водителя. Благодаря применению композитных материалов, значительно снижена масса троллейбуса. Коснулись изменения и внешнего вида — это особенно заметно в передней части. Увеличен запас автономного хода до 20 километров. А процесс подключения или отключения от контактной сети осуществляется за несколько секунд. И это далеко не полный перечень нововведений, нашедших применение на «Адмирале» модели 6281.01, нацеленных на повышение его потребительских качеств.
Что же касается полностью низкопольного троллейбуса OLGERD то для этой серии создан новый кузов, обшивка которого выполнена из композитных материалов, В салоне предусмотрено естественная или принудительная вентиляция, откидная аппарель, место для инвалидной коляски. Сиденье водителя — с пневмоподрессоривонием. Словом — создатели троллейбуса предусмотрели всё, чтоб в нём было удобно всем — и водителю и пассажирам. Как и у «Адмирала» модели 6281.01, запас автономного хода у OLGERD модели 32100D составляет 20 километров. Представленный троллейбус изготовлен по заказу Санкт-Петербургского ГУП «Горэлектротранс».
Ещё одна новинка 2022 года - 55-местный автобус Yutong ZK6127HQ, презентованный официальным дилером ООО «Транспортный центр», пришедший на смену Yutong ZK6121. В конструкции нового автобуса использованы основные узлы и агрегаты ведущих мировых компаний: двигатель — 340-сильный дизель Cummins ISL9,5-340ES51A, 6-ступенчатая механическая коробка переключения передач — Fast 6DSX150TC, сухое однодисковое с гидравлическим приводом сцепление SACHS MFZ 430, рулевой механизм — BOSCH8098. Из китайских на автобусе применены разве что только мосты Jingyida: передний — с дисковыми тормозами, задний — с барабанными. Все сиденья автобуса оснащены трехточечными ремнями безопасности и имеют возможность регулировки спинки. В комплектацию автобуса входят кондиционер KELIN, автономный отопитель, 8 стенных конвекторов. Всё это вкупе с вместительным багажным отделением объёмом 8,5 м3и наличием места для гида позволяют использовать автобус не только для междугороднего сообщения, но и как туристический.
Украсил выставки «Москвич-2335Е1» из Музея Транспорта Москвы, выпущенный в 1997 году на базе пикапа «Москвич-2335», и в том же году показанный на Московском Автосалоне. Внешне «Москвич-2335Е1» отличался от базового пикапа лишь надписями «Электро», отсутствием выхлопной системы и лючка заливной горловины, но в его подкапотном пространстве установлен 48-килоВаттный электродвигатель и свинцово-кислотные батареи, одной зарядки которых хватало на 100 километров. Серийное производство электрических пикапов начато не было — автомобиль с двигателем внутреннего сгорания стоил значительно дешевле. Сейчас «Москвичи» стали раритетами, предметами коллекционирования, а «Москвич-2335Е1» наверное остался в единственном экземпляре.
От раритета, украсившего выставки, вернёмся к современным электромобилям, созданным на базе обычных автомобилей в наши дни.
Здесь, в первую очередь, стоит отметить экологически чистый коммерческий электромобиль «ЭкоАвтоПроф», разработанный совместно компаниями ООО «СТ Нижегородец» и АО «СпецАвтоИнжиниринг» при технической поддержке Соллерс Инжиниринг группы компании Соллерс на базе УАЗ Профи. «ЭкоАвтоПроф» оснащён электродвигателем мощностью 130 кВт (176 л. с.), способным разогнать электромобиль до 110 километров в час. Для «ЭкоАвтоПроф» предлагается два варианта ёмкости батарей с запасом хода на одной зарядке 150 или 300 километров. В комплектацию электромобиля входят бортовое зарядное устройство 6,6 кВт и контроллер быстрой зарядки CCS, а с целью сокращения времени зарядки от медленных ЭЗС возможна установка бортового зарядного устройства на 22 кВт. Помимо этого, предлагается зарядное устройство Wallbox 22 кВт, позволяющее полностью зарядить батарейный блок с запасом хода 150 километров менее чем за 4 часа.
На выставке электромобиль был показан с изотермическим фургоном с внутренним объёмом 12 м3, стенки и крыша которого изготовлены из 3-слойных клееных сэндвич-панелей с 50-миллиметровым утеплителем, пол — из клеёной 4-слойной панели, обшитый в верхней части 2-миллиметровым противоскользящим покрытием. Сам фургон оснащён холодильно-отопительной установкой, позволяющей поддерживать температуру заморозки до -20оС при внешней температуре +30оС или же в режиме обогрева поддерживать +15оС при внешней температуре -20оС.
После проведения испытаний и работ по сертификации, планируется в марте 2023 года начать серийный выпуск «ЭкоАвтоПроф» с годовым объёмом производства не менее 500 экземпляров.
Почтило вниманием Российскую неделю общественного транспорта компания Drive Electro, занимающаяся созданием транспортных средств на накопителях энергии, выпускающая свою продукцию под маркой DE-truck. Изначально это компания, ранее работавшая с КамАЗом, перешла на выпуск электромобилей на шасси Isuzu, и предлагает две модели; полной массой 9,5 тонн грузоподъёмностью 5,7 тонн, называемая DE-truck-9,5 и 18 тонн, способная перевезти 10,8 тонн — DE-truck-18. Оба шасси оснащены гидроусилителем рулевого управления, пневматической двухконтурной тормозной системой с ESC включающей ABS и ASR, однорядной 3-местной кабиной, у DE-truck-18 кабина со спальным местом, оба способны преодолеть уклон не менее 20%, развить максимальную скорость 100 километров в час. DE-truck-9,5 оснащён электродвигателем мощностью 222 кВт, обеспечивающим запас хода при полной массе 250 километров или 400 километров при снаряжённой. При этом, время зарядки аккумуляторов от бортового зарядного устройства составляет 7 часов, или 2 часа от внешней зарядной станции. На DE-truck-18 установлен 250-килоВаттный электродвигатель, позволяющий преодолеть 250 километров при полной массе или 450 километров при снаряжённой. Помимо транспортных средств, компания Drive Electro предоставляет зарядные станции и техническую поддержку в течение всего срока эксплуатации.
Отдельно стоит упомянуть о малогабаритных аккумуляторных транспортных средствах, предназначенных для работы в местах, где действуют жёсткие ограничения по экологии и скорости передвижения: парках, зонах отдыха, прогулочных зонах, а также в закрытых помещениях, цехах, складских помещениях, вокзалах, аэропортах, гостиницах, торговых центрах, выставочных комплексах и тому подобное. В создании таких транспортных средств в наше стране преуспели компании ООО «Конкордия», ЗАО «КОМЗ-Экспорт», Туламашзавод, Сарапульский электрогенераторный завод.
В модельный ряд ООО «Конкордия» входят аккумуляторные электрокары для передвижения в гольф-клубах, жилых посёлках, различных хозяйственный нужд, трансфера в отелях. Одна из последних интересных разработок ООО «Конкордия» - многоцелевой полноприводный дрожно-коммунальный электрокар «Конкордия Апис». Новинка предназначена для круглогодичного содержания дорог и использования в коттеджных посёлках, жилых зонах населённых пунктов. В оснащение «Конкордия Апис» входят бак для воды объёмом 300 литров с электронасосом и катушкой с поливочным шлангом, щётками для смётывания пыли, снегоотвал с изменяемым углом относительно продольной оси. Показом «Конкордии Апис» ООО «Конкордия» не ограничилось, выставив ещё грузовой фургон с полуоткрытой кабиной, предназначенный, скорее всего для работы в закрытых помещениях или же на открытом пространстве в тёплое время года: зимой на улице в такой кабине будет не очень-то комфортно.
Что же касается предприятия «КОМЗ-Экспорт» из города Каминск-Шатинский Ростовской области то в особых представлениях оно не нуждается. Выпускаемые этим заводом автобетоносмесители известны не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. В 2015 году «КОМЗ-Экспорт» приступило к выпуску компактного электротранспорта: гольф-каров, коммунальных электромобилей, пассажирских электрокаров.
На Российская неделя общественного транспорта «КОМЗ-Экспорт» показал новинки – шестиместный электрокар «Элекар 5Е-TIGARBO 4+2» и восьмиместный «Элекар 5Е-TIGARBO 6+2». Обозначение «+2» в названии модели говорит о наличии двух дополнительных посадочных мест, расположенных за кабиной на специальном основании, оснащённых для повышения комфорта и безопасности специальным поручнем для рук, подлокотниками и спинкой. Что же касается сиденья водителя и пассажирского рядом, то они регулируемые. Задние сиденья электромобиля «Элекар 5Е-TIGARBO 6+2» - жёстко закреплённые. Каждое сиденье оснащено ремнями безопасности. Оба электрокара имеют лёгкую алюминиевую рамную конструкция, на которую навешиваются кузовные элементы из композитных материалов, оба – переднеприводные: электродвигатель постоянного тока, мощностью 3,9 кВт расположен на передней оси. «Элекар 5Е-TIGARBO 2+2» может изготовляться в полноприводном варианте.
Туламашзавод выпускает свои электромобили под маркой «Муравей» - в честь грузового мотороллера с таким названием, выпускавшегося этим предприятием с 1969 по 1995 год. Сегодня Туламашзавод мотороллеры не выпускает, зато в его производственную программу входят пассажирские и грузовые транспортные средства грузоподъёмностью 1000 и 2000 килограмм, а также различная спецтехника на их базе, самая интересная из которой — с подметально-уборочным оснащением (пылесос). Задача «Муравья»-пылесоса - уборка дворовых территорий, тротуаров, парковок, велодорожек, там, где крупной коммунальной технике развернуться будет затруднительно. Для этих целей «Муравей»-пылесос оснащён вакуумным подметально-уборочным оборудованием и мусорным контейнером объёмом 1100 литров. За один проход «Муравей»-пылесос способен очистить дорожку шириной 1,9 м или за час площадь в 14000 м2.
В производственную программу Сарапульского электрогенераторного завода входят электротележки для работы на складах, в портах, аэропортах, вокзалах, промышленных предприятиях либо без кабины, либо с металлической кабиной, либо с пластиковой кабиной и различными вариантами комплектации, грузоподъёмностью от 2000 до 3000 килограм, двигателями мощностью от 1,6 до 6,3 кВт. Электротележки с двигателями до 3,9 не требуют постановки на учёт в органах Ростехнадзора. А управление электротележками аналогично управлению автомобилем с автоматической коробкой переключения передач.
Неоспоримым преимуществом представленных малогабаритных аккумуляторных транспортных средствах является использование отечественных комплектующих, узлов и агрегатов, что заметно их удешевляет, упрощает обслуживание и ремонт.
Помимо коммерческого транспорта, на выставках были представлены зарядные устройства, зарядные станции, электросамокаты, электровелосипеды, электромопеды, электромотоциклы и даже гоночный электроболид, созданный студентами МАДИ.
В заключение отметим, что в Российской неделе общественного транспорта 2022 года приняли участие 144 организации, из них 94 — со стендами, прошёл ряд конференций, круглых сторов, дискуссий, за 3 дня её работы её посетило 3238 человек.
В 2023 году Российская неделя общественного транспорта запланирована на 27-29 сентября.
Леонид Толмачев
Фото автора