Сегодня очень любят все раскрашивать. Черно-белые фильмы и фотографии становятся цветными. Нет, пытаться придать цвет монохромной пленке, идея совсем не новая. Первые фильмы, раскрашенные еще вручную, появились в начале прошлого, ХХ века. Сегодня конечно никто не заморачивается, в 1991 году появилась технология цифровой колоризации пленки. Техника была первое время довольно сложной, но сегодня технический прогресс сыграл на руку компаниям которые этим занимаются. Но часто, тот же Первый канал, тратил огромные средства на раскраску, но делалось все без души, абы как. Я, честно говоря такие копии стараюсь не смотреть. И к примеру, куча ляпов допущенных художниками при создании цветной версии картины "Берегись автомобиля", тема для отдельной статьи. Поэтому как-то раз, осматривая цветные фотографии VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов я поразился пронзительной цветовой гамме грузовиков, они везли, в день открытия, гостей столицы. Так ли это было на самом деле? И не внесли ли свои ремарки современные любители цветных фото?
Документальный фильм, посвященный этому фестивалю отечественные кинематографисты сняли всего один. Он назывался "Мы подружились в Москве". А вот чехословацкие коллеги, со студии "Баррандов фильм", совместно с киношниками со студии имени Горького сняли фильм художественный. Назывался он "Удивительное воскресенье". Он хоть и про двух мальчиков, и наверное относится к разряду детских, но там можно увидеть именно фестивальную Москву. И реальные автомобили. Поскольку режиссер Ченек Дуба использовал кучу кинохроники. Кстати фильм вышел в прокат в том же 1957, удивительная оперативность. Картина хорошая, и о ней я обязательно расскажу.
Я попытался разобраться в вопросе. Кто же так, прямо вместе с бамперами и колесными дисками раскрасил машины в то время? Понятно, что впервые железный занавес опустившийся уже в марте 1946 годы, был ненадолго и хоть чуть-чуть приподнят. Так называемая "оттепель" подарила советским людям многое. Это и другая литература и иное, не только привычное, искусство социализма. Ну а в 1957 все вообще изменилось, хотя бы в Москве, люди вот так, просто и открыто, могли общаться с представителями не только соцлагеря, но и множества капиталистических стран. Ведь согласно официальным данным столицу посетило 34 тысячи человек из 131 страны мира.
Оказалось, что иностранцы это такие же люди, как и мы. Правда говорят они на других языках и иногда отличаются цветом кожи.
Но, нас сегодня волнуют не отношения людей и первые кеды и джинсы появившиеся, в еще вчера так плотно запечатанной стране, а именно машины. Итак, если обратится к справочнику Мосгортранса то можно узнать, что к лету 57-го в Москве насчитывалось порядка 80 автобусных маршрутов. На которых ходили сильно устаревшие ЗИС-155 и новенькие ЗИЛ-158, появились и венгерские Ikarus, были закуплены и австрийские ÖAF. Но, парка явно не хватало. Для перевозки такого количества гостей пришлось бы на 14 дней, или на две недели, полностью оголить все маршруты. Делать этого было категорически нельзя.
Нет, встречи и проводы гостей фестиваля были организованы в индивидуальном порядке, и на это имеющихся автобусов вполне бы хватило. Больше того, можно было совершенно бесплатно передвигаться по городу на любом виде общественного транспорта, кроме такси разумеется. Это хорошо показано в советской документалке. Когда ЗИС-такси стоит у открытой сцены и пассажиры с водителем слушают песни. Счетчик тикает.
Но, было одно мероприятие на котором должны были присутствовать все гости. А именно открытие фестиваля. Даже на один день парализовать работу транспорта в большом городе конечно же никто не собирался. И вот тогда решение пришло само. Посмотрите на символ фестиваля, это ромашка и каждый ее лепесток символизирует континент. Нет, конечно континентов шесть, а не пять, но гостей из Антарктиды как бы не ожидалось, а значит и пяти цветов хватило.
Поэтому было принято на мой взгляд гениальное решение. Зная количество всех приехавших делегатов можно было просто взять обычные бортовые грузовики ЗИС-150 и ГАЗ-51А, а так же внедорожник ГАЗ-69, последние вмещали семь пассажиров, и выкрасить их в цвета этих самых континентов.
Так красный цвет, причем решили не разделять Западную и Восточную Европу, достался Старому Свету. Желтые машины символизировали — Азию, голубые — Америку, фиолетовые — Африку, а зелёные конечно же — Австралию.
Правда именно из-за того, что люди ехали не в закрытых автобусах, а фактически в кузовах грузовых машин, все мероприятие немного смазалось. Даже торжественное открытие пришлось отложить. Сдержать восторженную толпу не смогли многочисленные стражи порядка, их правда было много меньше, чем сейчас.
Вот и выходит, что машины на фотографиях из 1957 года никто не раскрашивал. Они и были цветными.