Найти в Дзене
ОССП оператор

История: как появилась дорожная служба

Долгое время основным путем для путешествий в России оставались грунтовые дороги. Первое асфальтированное покрытие появилось не так уж и давно - менее 100 лет назад. Но кто отвечал за их содержание: уборку, мелкий ремонт? Рассказываем про ответственность и компетентные органы.

С. Лучининов. Варка асфальта в Москве в 1920-е годы. Источник фото: Мультимедиа арт музей, Mосква / Московский дом фотографии. История России в Фотографиях
С. Лучининов. Варка асфальта в Москве в 1920-е годы. Источник фото: Мультимедиа арт музей, Mосква / Московский дом фотографии. История России в Фотографиях

Первая полноценная дорога в России появилась при Петре I, в 1733 году. Кстати, перевозки по "перспективной дороге" осуществлялись на лошадях, поэтому уже тогда встал вопрос о содержании - чистке и контроле за ее состоянием. Эти функции отошли специально созданной Канцелярии, которая контролировала земские дороги. Все остальные - внеземские – перешли в ведение губернаторских администраций.

Когда в 1746 году в России появилась дорога протяжённостью более 700 км, соединяющая Москву и Петербург, Петр I подписал указ, гласивший: "...строить дорогу с крайним радением, следя того как бы казне было безубыточно и в проезде способно и благовременно и впредь прочно". Частично эта функция надзора за состоянием инфраструктуры легла на российскую полицию.

Позднее, в 1802 году Екатерина II создала единый государственный орган, ответственный за жизнеобеспечение населения, – Министерство внутренних дел Российского государства. Именно тогда МВД стало главным и едва ли не единственным хозяйственным органом России.

Через 60 лет Александр II утвердил "Положения о губернских и уездных земских учреждениях". В их ведение отдавались: устройство и содержание дорог, школ, больниц, содержание тюрем. А в 1878 году власти городов самостоятельно стали отвечать за мощение и очистку улиц.

В 1916 году Правительство России создало при Министерстве путей сообщения управление шоссейных дорог, призванное заниматься строительством и эксплуатацией дорог в государстве. Так были заложены основы государственного управления дорогами.

После гражданской войны дорожная отрасль подверглась реорганизации, и дороги общегосударственного значения перешли под управление Центрального управления местного транспорта (Цудортранс) в составе прежнего наркомата, а местные дороги — в ведение Главного управления коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД.

Правда, ремонт дорог не был системным, поэтому в 1925 году появилась так называемая "дорожная повинность", обязывающая местных жителей отработать на ремонте и прокладке дорог определённое число дней в году.

В годы первой пятилетки (1928-1932 гг.) в СССР появилось более 3,5 тыс. легких и средних прицепных дорожных грейдеров на конной тяге, но для выполнения плана в 360 тыс. км новых шоссейных дорог и ремонта 1,3 млн км грунтовых недоставало ресурсов - финансов, техники и квалифицированных специалистов. Несмотря на это, удалось привести в порядок 102,1 тыс. км дорог. Но 90% дорог в России оставались по-прежнему без твёрдого покрытия! Причём ответственность как за строительство, так и за обслуживание была единая и принадлежала Совнаркому. Только к концу 80-х годов ответственность разделили в соответствии с классификацией - на ремонт и содержание.

Укладка асфальта в 1930-е годы. Источник фото: Михаил Прехнер. Мультимедиа арт музей, Mосква / Московский дом фотографии. История России в Фотографиях
Укладка асфальта в 1930-е годы. Источник фото: Михаил Прехнер. Мультимедиа арт музей, Mосква / Московский дом фотографии. История России в Фотографиях

Сейчас в современной России за состояние дорог отвечает владелец. Если это бесплатные федеральные трассы, то ответственность будет лежать на Росавтодоре. В городе дороги - это муниципальная собственность, поэтому ремонтом и обслуживанием занимаются городские власти. В случае с платными федеральными дорогами это может быть ГК "Автодор" как представитель государства, которому переданы некоторые участки дорог в управление, так и концессия/консорциум (например, на участке 15-58 км трассы М-11 "Нева" - это ООО "Северо-Западная концессионная компания"), осуществляющие строительство и обслуживание участков.

Кроме того, владелец вправе передать свою функцию по обслуживанию любой дороги или конкретного участка подрядной организации. В этом случае уже компания-оператор будет отвечать за содержание и ремонт дорог.

Компания ОССП как оператор отвечает за содержание дорог на участках с 225 по 633 км магистрали М-4 "Дон" и с 15 по 58 км трассы М-11 "Нева".

На этих участках работы по базовому содержанию дорог включают:

• регулярный осмотр;

• чистку дорожного полотна;

• уборку зон отдыха;

• содержание средств обустройства дорог, организацию и обеспечение безопасности движения (защитных барьеров, ограждений и т.д.);

• нанесение /поддержание разметки;

• замену дорожных знаков;

• исправление / замену барьерных ограждений;

• вырубку кустарника и уборку порубочных остатков, уход за посадками;

• ремонт выбоин и заливку трещин;

• установку, ремонт и уход за снегозащитными сооружениями;

• содержание водоотвода;

• содержание линий электроосвещения;

• содержание мостов и путепроводов и т. д.