Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

Конец автомобильного патриотизма, или почему покупают чужое

Сегодня в глобализированном мире влияние на автомобилистов такого фактора как «патриотизм» снижается. Но исключить его как фактор выбора пока рановато.

У российских автомобилистов в последние два десятилетия чувство патриотизма существенно девальвировано, поскольку продукция отечественных автомобильных заводов оказалась несравнима с заполонившим рынок иномарками. Доля отечественных марок на российском автомобильном рынке в течение более чем двух десятилетий стремительно снижалась практически со 100% к планке в двадцать процентов. Во время этого падения некоторые российские бренды почили в бозе.

Десять лет назад, в 2012 году автомобилей российских брендов в РФ было продано 562,1 тыс.штук или 20,4% от всех продаж. Правда, затем, после того как над отечественным брендом Lada кропотливо поработал зарубежный топ-менеджмент, уже в доковидном  2019 году, эта доля выросла до 22,4%. Динамика показателей свидетельствуют об уровне патриотизма, поскольку автомобилист делает сознательный выбор своим кошельком.

-2

В свою очередь «чужаки»-иномарки делятся на два типа: произведенные на заводах зарубежных автопроизводителей, расположенных на территории страны, и ввезенные из-за рубежа по импорту. В РФ в 2019 доковидном году на локализованные автомобили иномарки пришлось 63,7%, а на импорт – 13,9%.

А как обстоят «дела с патриотизмом» у автомобилистов стран, которые давно живут в глобализированной среде? Не в пример россиянам, чувство патриотизма в автомобильном выборе у них проявляется совершенно по-разному. Например, самыми патриотичными на Старом континенте слывут французы. Наш канал уже рассказывал, что по итогам 2022 года на французском рынке из ТОП-10 самых популярных моделей 8 - французских, и лишь 2 модели от румынской Dacia, которая является частью Renault Group. То есть ментально - это французские автомобили.

-3

Американцев считают самыми патриотичными патриотами в мире, но в выборе автомобилей, на них свою мощную длань наложила глобализация. Японские и корейские бренды практически дышат в затылок автомобилям «большой американской тройки» (см.диаграмма). И если в прошлом году все же самой популярной маркой в США стал Ford (1,76 млн авто), то на втором месте оказалась японская Toyota (1,72 млн), с минимальным разрывом. На третьем месте Chevrolet  с результатом в 1,51 млн. На четвертом и пятом японский бренд Honda  и корейский Hyundai, они опередили исконно американский Jeep. На 10-м месте RAM, но его опережают Nissan, KIA, и даже Subaru. Американцы с их потребительским подходом легко поддаются на неамериканские марки.

А вот у японцев степень автомобильного патриотизма зашкаливает, в прошлом 2022 году в ТОП-10 японского авторынка "пробралась" только одна иномарка – это немецкий Mercedes-Benz, занявший 7 строчку с 51 тыс. проданных авто. Но опередивший по результату чисто японские бренды Mitsubishi, Lexus, Daihatsu.

-4

Еще один пример "высокопатриотичного" населения в Восточной Азии. Это структура марок на авторынке Южной Кореи. Верхняя часть корейского рейтинга заняты своими марками - Hyundai, KIA и Genesis. Но корейский рейтинг также медленно, но верно размывается глобализацией. 4-е и 5-е места заняли премиальные немцы – Mercedes-Benz и BMW. А нижняя часть рейтинга 9-е и 10-е места также за немцами Volkswagen и Audi. Но пока количество импортируемых немецких автомобилей невелико.

-5

В Турции, где исторически не получилось создать собственный автомобильный легковой бренд, "патриотизм" турецкого потребителя выражается в основном в выборе автомобилей локализованных в стране брендов – итальянского FIAT (18,7%), французского Renault (12,7%), американского Ford (9,9%), корейского Hyundai (5,8%) и японской Toyota (6,4%).

Автомобилисты небольших стран, у которых сохранились собственные марки, также стоят перед выбором: поддержать своего автопроизводителя, пусть и перешедшего под контроль мирового автогиганта, либо «очароваться» продукцией глобального автопрома. Пример у нас перед глазами - позиции Škoda на чешском рынке стабильны много лет, в прошлом году доля марки на чешском рынке составила 32,9%, то есть практически родную «шкодувку» выбрал каждый третий чех.

В соседней Румынии доля марки Dacia составила 30,9%. Причем следует учесть, что в этих странах наряду с заводами, выпускающими «родной» бренд, есть предприятия глобальных игроков. В Чехии - это Hyundai (2 место на местном рынке) и Toyota (4 место), а в Румынии - Ford (5 место).

В других европейских небольших странах, где глобализация не оставила места для собственных марок, для создания картины патриотизма нет основания. В соседней Польше много-много лет первенствовала марка Škoda из соседней Чехии, но постепенно на роль лидера польского рынка выдвинулась Toyota. А производимые на заводах этой страны марки FIAT, Lancia и Jeep даже не попали в ТОП-10 польского авторынка.

В целом же автомобильный рынок Евросоюза с более чем самых разных моделей потребления авторынков оказался сильно подвержен процессам глобализации. Европейский потребитель богат и этот емкий рынок подвергается атаке японских и корейских автопроизводителей, которые откусили на нем достаточно приличные куски. В целом же смотрите сами, какие результаты рыночной борьбы «патриотических» и глобальных тенденций на Старом континенте.

Табл.1 ТОП-20 марок на рынке Европейского Союза

Данные АСЕА
Данные АСЕА

источник

Уважаемые читатели! Сегодня доля отечественных марок превысила на российском рынке новых автомобилей 40%. Как вы считаете, какая доля российских марок могла бы быть оптимальной в будущем? Пишите в комментариях.

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Авто
5,66 млн интересуются