Найти в Дзене
Аква-Космос

Пять крупнейших портов мира

Оглавление

Мы все хорошо знаем, что азиатские экономики отмечают наибольший рост за последние десятилетия. Китай (тем более с добавлением Гонконга), Южная Корея, Сингапур, Тайвань и прочие «азиатские тигры» сейчас на равных соперничают с экономиками Запада. Возможно, демонстрируя больший динамизм из-за различных концепций отношений работодателя и наемного работника, которые не всегда находятся на «западном уровне».

Порт Сингапура. ru.pinterest.com
Порт Сингапура. ru.pinterest.com

В то же время США и Евросоюз, несмотря на кризис, все еще держатся и не желают уступать скипетр мировой экономики. Поэтому может быть удивительно обнаружить, что в рейтинге десяти лучших портов мира нет ни одного европейского или американского. На самом деле все они расположены в Азии. А если посмотреть дальше, на первые 20–30 мест, то результат мало меняется. Так называемые развивающиеся экономики являются хозяевами положения.

Причины таких результатов многообразны. С одной стороны, крупные американские и европейские компании часто перемещали свои производственные центры в Азию, и поэтому логично, что их товары уходят из этих портов (прибыли которых, однако, оседают в другом месте). С другой стороны, на Западе морские перевозки уступили место другим способам транспортировки товаров, в то время как в Азии менее строгие экологические нормы и правила по-прежнему благоприятствуют широкому использованию торговых судов.

Как бы то ни было, давайте выясним, какие пять крупнейших портов мира, то есть те, через которые ежегодно проходит больше всего тонн грузов. Данные получены из двух рейтингов, которые считаются наиболее авторитетными в отрасли: Journal of Commerce и Lloyd's.

1. Порт Шанхая. Самый большой в мире

Контейнеровоз в порту Шанхая. foto-ram.ru
Контейнеровоз в порту Шанхая. foto-ram.ru

Самый большой порт в мире на сегодняшний день находится в Шанхае в Китае. Первое место в рейтинге было завоевано в 2010 году, когда крупнейший экономический центр Китая обогнал конкурентов – Сингапур и Гонконг, занимавшие первые места в предыдущие годы, и вышел в лидеры.

Это, безусловно, признак большой жизнеспособности китайской экономики, а также экспоненциального увеличения собственной роли Шанхая. Цифры проясняют ситуацию. В 2004 году этот порт обработал около 14,5 млн TEU (один TEU равен 40 кубометрам контейнеров). В 2014 году, десять лет спустя, эта цифра достигла 35,3 млн. Короче говоря, оборот увеличился более чем вдвое всего за 10 лет.

Порт расположен в устье реки Янцзы и занимает площадь 3619 квадратных километров. Объекты принадлежат Шанхайской международной портовой группе (аббревиатура которой - SIPG). В целом на него приходится около четверти экспорта всего китайского рынка.

2. Порт Сингапура. 140 тысяч судов в год

Порт Сингапура. reduper.com
Порт Сингапура. reduper.com

Несмотря на то, что Сингапур был самым загруженным портом в мире до 2010 года, тот факт, что его обогнал Шанхай, не подорвал его значение. Действительно, порт города-государства продолжает непрерывно расти и развиваться. Опять же, его грузооборот вырос с 21 миллиона TEU в 2004 году до почти 34 миллионов в 2014 году.

Портовые терминалы расположены в Танджонг-Пагаре, Кеппеле, Брани, Пасир-Панджанге, Сембаванге и Джуронге. Контролирует и управляет ими компания под названием PSA Singapore and Jurong Port.

Компания, у которой действительно хороший бизнес, учитывая, что в среднем в Сингапур заходит более 140 000 судов, которые затем отправляются оттуда примерно в 600 других пунктов назначения по всему миру. И порт продолжает развиваться. Уже утвержден проект расширения, который, как ожидается, добавит 15 новых доков к действующим терминалам.

3. Порт Шэньчжэнь. Соперничество с Гонконгом

Порт Шэньчжэнь. https://vodpub2.v.news.cn/
Порт Шэньчжэнь. https://vodpub2.v.news.cn/

После быстрой поездки в Сингапур мы возвращаемся в Китай, страну, из которой больше не уедем до конца нашего списка. На третьем месте рейтинга находится порт Шэньчжэнь, как раз на границе с регионом Гонконг.

Также из-за этой близости он является одним из самых быстрорастущих портов в мире и сегодня его грузооборот составляет 24 миллиона TEU.

Близость к Гонконгу на протяжении многих лет была источником непримиримого соперничества. Гонконг, бывшая британская колония, исторически имел более мощный и загруженный порт, но структура Шэньчжэня постепенно свела на нет это преимущество. Обмен позиций между двумя портами произошел в 2013 году, когда город КНР впервые обогнал Гонконг.

Одним из ключевых элементов роста порта является, среди прочего, тот факт, что многие отрасли, ориентированные на экспорт, также расположены в этом регионе. Кроме того, порт обслуживает не только международные направления, но и внутренний рынок Китая.

4. Порт Гонконга. Особый статус города

Порт Гонконга. news.myseldon.com © Новосибирский фотограф Вадим Махоров
Порт Гонконга. news.myseldon.com © Новосибирский фотограф Вадим Махоров

Как мы уже говорили, сразу за портом Шэньчжэнь, на 4-й позиции рейтинга находится порт Гонконга. Это один из старейших портов на континенте.

Город, по сути, на протяжении веков был стратегически важнейшим портом Китая и, возможно, всей Азии, и неслучайно сегодня через его доки ежегодно проходит 20 миллионов контейнеров. Хотя количество TEU (то есть объем контейнеров) ниже, чем у конкурентов, общее количество – самое высокое в мире.

Также особого внимания заслуживает статус города. Как известно, остров долгое время был британской колонией и возвращен Китаю в 1997 году. Этот переход, однако, произошел при условии ряда гарантий, которые предоставила острову КНР. На практике Китай управляет только обороной и международными отношениями, в то время как власти Гонконга самостоятельно принимают решения во всех других областях. И, следовательно, в экономической и коммерческой.

5. Порт Нинбо-Чжоушань. Современный терминал для одного из крупнейших портов мира

Порт Нинбо-Чжоушань. topwar.ru
Порт Нинбо-Чжоушань. topwar.ru

На пятом месте, наконец, мы находим порт Нинбо-Чжоушань, который находится недалеко от порта Шанхая. Двойное имя сразу указывает на его природу. Фактически, он состоит из нескольких портов среднего и малого размера (например, порт Бейлунь, порт старого Нинбо и эстуарий Чжэньхай), объединенных в единое целое.

Этот китайский порт действительно является одним из самых технологичных. Он предлагает 200 причалов для судов всех размеров и терминал, который также может обрабатывать грузы шестого поколения. Всё это результат головокружительного роста, если учесть, что в 2004 году порт обработал всего 4 млн TEU, а сегодня этот показатель достиг 19,5 млн.

Итак, первая пятерка известна. Однако, прежде чем попрощаться, мы упомянем, какие порты занимают позиции за первой пятеркой. Начиная с шестого места, это Пусан (Южная Корея), Циндао (Китай), Кантон (Китай), Дубай (Объединенные Арабские Эмираты) и Тяньцзинь (Китай).

Первый европейский порт находится на одиннадцатом месте, это Роттердам в Нидерландах. А вот первый американский порт – самый крупный в Штатах – Лос-Анджелес, расположился всего лишь на 19-й строчке.

  • Изображения из открытого доступа (CC BY). Текст распространяется по лицензии CC Attribution (CC BY). Кому надо, пользуйтесь на здоровье, но не забывайте делать на нас ссылку!
  • Не забудьте подписаться на «Аква-Космос» теперь и в Telegram. Там мы иногда пишем и даем картинки того, о чём нельзя писать и чего нельзя показывать здесь, на Дзене.

Если Вам понравилось, жмите на большой палец и подписывайтесь на наш канал. Дальше будет ещё интереснее!