Европейский авиапроизводитель отчитался на прошлой неделе о росте поставок и заказов в 2022 году. Эйрбас четвёртый год подряд с подавляющим перевесом обходит своего американского конкурента Боинг, который уже 5 лет не может выбраться из кризисной ямы.
Но бравурные цифры не отменяют того факта, что сам Эйрбас находится не в лучшей форме после пандемийного спада. И показатели 2022 года, по нашему мнению, останутся для него недостижимыми ближайшие 5-7 лет. Для того, чтобы наши читатели смогли оценить глубину кризисных явлений, мы сравним текущие поставки с максимальными, допандемийными.
Семейство А-220
Поставки 2021 года: 50 самолётов
Поставки 2022 года: 53 самолёта (+6%)
Проблемы семейства: санкционный запрет на поставки в Россию, слабый спрос на модель А-220-100.
Полученное в подарок от убитого Боингом Бомбардье семейство А-220 на сегодня является единственным растущим сегментом у Эйрбаса. У семейства есть очевидный перекос. Количество заказов на удлинённую версию А-220-300 в 13 раз превышает заказы на короткий А-220-100. Заказы из России очевидно должны быть аннулированы, но Эйрбас фактически завышает портфель заказов, сохраняя их в списке. 6 самолётов А-220-300 уже никогда не получит авиакомпания Азимут. Ещё 15 невыполненных заказов числится за российскими лизинговыми компаниями ИФК и ГТЛК.
Семейство А-320
Поставки 2019 года: 642 самолёта
Поставки 2022 года: 516 самолётов (-20%)
Проблемы семейства: отсутствие спроса на укороченные самолёты А-319нео, общий спад авиаперевозок в мире, санкционный запрет на поставки в Россию и Иран, разрыв контрактов с Катаром.
Семейство А-320 наконец завершило смену поколений на нео. Структура поставок самого массового семейства в 2022 году выглядит так:
- А-319нео - 6 бортов
- А-320нео - 246 бортов
- А-321нео - 264 борта.
А-319 фактически стал жертвой каннибализма со стороны А-220-300. Удивительно, что в 2022 году поддержали А-319нео только китайские авиакомпании, заказав 14 самолётов. Но в целом А-319нео провалился собрав всего 1% от портфеля заказов семейства.
Отсюда можно сделать полезный вывод для российского ОАК. Не стоит тратить время и ресурсы на разработку укороченного МС-21-200. Перспективней будет разработать удлинённый Суперджет.
Из-за санкций Эйрбас не смог поставить российским авиакомпаниям более 20 самолётов семейства в ушедшем году. На последующие годы портфель заказов сдуется ещё примерно на 200 бортов. Отказ от поставок фактически поставил крест на проекте Цитрус от С7, а также серьёзно поломал стратегию развития Смартавиа. Запрет на поставки в Иран лишает Эйрбас заказов ещё на 200 бортов. Обостряя конфликт с Катаром Эйрбас в одностороннем порядке отменил контракт на 50 бортов А-321нео. Любопытно, что будет делать Эйрбас со своим китайским заводом если США вздумают ввести санкции против Китая?
Семейство А-330
Поставки 2014 года: 108 самолётов
Поставки 2022 года: 32 самолёта (-70%)
Проблемы семейства: отсутствие спроса на короткую модель А-330-800, спад спроса на дальнемагистральные самолёты
В попытке продлить жизнь умирающего семейства Эйрбас по аналогии с А-320 задумал смену поколений. Частично это сработало, но не отменяет факта, что А-330 находится в фазе своего заката. Способствует закату сразу несколько факторов.
Резкое падение спроса на большие самолёты в кризисное время. Внутренняя конкуренция с А-350, спрос на который в 3 раза выше. Укороченная версия А-330-800 за всё время собрала всего 11 заказов. Разница с заказами на удлинённую версию А-330-900 в 25 раз (!!!) очень похожа на провал.
В 2022 году А-330 получил 19 заказов, при этом отменено 84. Этот факт наглядно демонстрирует будущую судьбу семейства.
Семейство А-350
Поставки 2019 года: 112 самолётов
Поставки 2022 года: 60 самолётов (-46%)
Проблемы семейства: падение спроса на дальнемагистральные самолёты, санкционный запрет на поставки в Россию, скандал и разрыв контракта с одним из крупнейших заказчиков Qatar Airways.
А-350 несомненно более успешен, чем его собрат А-330нео. Однако, проблем у него никак не меньше.
Поставки почти в 2 раза ниже, чем в доковидное время. Баланс заказов на пассажирскую версию в 2022 году также отрицательный - заказано 20 самолётов, отменено 34.
15 самолётов А-350 больше не получит Аэрофлот. Любопытно, что статистика Эйрбаса была скорректирована на 2 борта, которые якобы были переданы Аэрофлоту в декабре 2021 года, но так и не прибыли в Россию. Это наглядный факт, как мировые авиагиганты приукрашивают свою статистику в конце года ради красивых отчётов.
А главным событием года стали судебные разборки с катарским авиаперевозчиком вокруг недостатков лакокрасочного покрытия А-350. В итоге Эйрбас отбивается в суде от миллиардных исков катарцев, и фактически потерял одного из своих крупнейших клиентов. Поставки 21 самолёта А-350-1000 в Катар отменены.
А-380
Поставки 2014 года: 30 самолётов
Поставки 2022 года: нет (-100%)
Проблемы семейства: отсутствие спроса на 4-двигательные самолёты.
А-380 похоже стал самым провальным проектом Эйрбаса за всю его историю. Производство "летающего слона" так и не вышло на точку окупаемости. Общие цифры потерь вряд ли будут озвучены, но если сложить обрывочные цифры убытков из отчётов Эйрбаса очевидно, что сумма превышает миллиард евро.
Общий итог поставок Airbus
Поставки 2019 года: 863 самолёта
Поставки 2022 года: 661 самолёт (-23%)
Собственный прогноз авиапроизводителя в 700 бортов по итогам года не выполнен. На 2023 год компания прогнозов не приводит. И это правильно. Европе предстоит пережить очень серьёзный кризис. Будем наблюдать как это отразится на авиастроении. В 2023 году мы будем сравнивать показатели крупнейших авиапроизводителей ежеквартально. Краткие ежемесячные итоги будут публиковаться только в Телеграм-канале ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ.