Найти тему
Кусор

Утилизация автомобильных шин

Утилизация старых автомобильных шин – актуальная проблема для всех стан. Необходимость переработку обусловлена экологическими и экономическими предпосылками. В большинстве стран отработанные покрышки либо сжигаются, либо измельчаются механически, но есть ряд других методов утилизации.

Механическое измельчение

Основным методом переработки автомобильной резины в большинстве стран остаётся механическое измельчение. В общих чертах, оно проводится в следующем порядке:

• Мойка, срезание бортовых колец и нарезка на крупные куски.

• Счищение металлического корда с помощью магнитной сепарации.

• Сильное нагревание или криогенное охлаждение (в зависимости от технологических особенностей переработки).

• Измельчение взрывом, протиранием, резкой, сжатием или ударным воздействием.

• Перетирание до крошки необходимой фракции.

Главный недостаток этого метода – высокая себестоимость вторичного продукта, потому что необходимо работать на специальном оборудовании. По некоторым расчётам, требуется 1000 кВт/ч электрической энергии для переработки 1 тонны.

Преимущества метода:

• техническая простота;

• экологическая безопасность;

• сохранение технологических характеристик резины.

• Измельчённая резина используется в производстве строительных смесей, укладке дорожного покрытия, изготовлении изделий бытового назначения.

Другие механические методы

Среди альтернативных способов измельчения отработанных шин распространены:

• Роторное диспергирование. Измельчённая резина продавливается через отверстие диаметром 1 мм и преобразуется в мелкофракционную пыль, которая хорошо вступает в реакции.

• Бародеструкция. После измельчения резину доводят до текучего состояния в барокамере, отделяют от корда. На выходе получает крошка размером примерно 8 мм.

• Метод «озонного ножа». Озон разделяет металл и резину, делая последнюю более податливой для механического дробления.

• Ударно-волновое дробление. Покрышки охлаждаются до -70˚C, отделяются взрывом от корда, а затем доизмельчаются до нужного размера крошки.

• Химическая переработка автомобильных шин

Методы, при которых разрушается химическая структура материала, не считаются рентабельными. Во-первых, из резины исчезает каучук. Во-вторых, конечный продукт имеет высокую себестоимость, но менее ценен для промышленного использования.
Чаще всего применяются:

• Пиролиз - высокотемпературное разложение без кислорода.

• Сжигание.

• Растворение в агрессивной среде.

Первые два метода экологически опасны, так как связаны с выделением токсических веществ и углекислого газа в атмосферу. Но на некоторых промышленных объектах при горении шин вырабатывается тепловая энергия, обеспечивающая технологические процессы.

Растворение пока что слабо распространено в России и мире как способ утилизации автомобильной резины, но считается одним из самых перспективных методов и активно развивается в развитых странах Европы.

Авто
5,66 млн интересуются