Утилизация старых автомобильных шин – актуальная проблема для всех стан. Необходимость переработку обусловлена экологическими и экономическими предпосылками. В большинстве стран отработанные покрышки либо сжигаются, либо измельчаются механически, но есть ряд других методов утилизации.
Механическое измельчение
Основным методом переработки автомобильной резины в большинстве стран остаётся механическое измельчение. В общих чертах, оно проводится в следующем порядке:
• Мойка, срезание бортовых колец и нарезка на крупные куски.
• Счищение металлического корда с помощью магнитной сепарации.
• Сильное нагревание или криогенное охлаждение (в зависимости от технологических особенностей переработки).
• Измельчение взрывом, протиранием, резкой, сжатием или ударным воздействием.
• Перетирание до крошки необходимой фракции.
Главный недостаток этого метода – высокая себестоимость вторичного продукта, потому что необходимо работать на специальном оборудовании. По некоторым расчётам, требуется 1000 кВт/ч электрической энергии для переработки 1 тонны.
Преимущества метода:
• техническая простота;
• экологическая безопасность;
• сохранение технологических характеристик резины.
• Измельчённая резина используется в производстве строительных смесей, укладке дорожного покрытия, изготовлении изделий бытового назначения.
Другие механические методы
Среди альтернативных способов измельчения отработанных шин распространены:
• Роторное диспергирование. Измельчённая резина продавливается через отверстие диаметром 1 мм и преобразуется в мелкофракционную пыль, которая хорошо вступает в реакции.
• Бародеструкция. После измельчения резину доводят до текучего состояния в барокамере, отделяют от корда. На выходе получает крошка размером примерно 8 мм.
• Метод «озонного ножа». Озон разделяет металл и резину, делая последнюю более податливой для механического дробления.
• Ударно-волновое дробление. Покрышки охлаждаются до -70˚C, отделяются взрывом от корда, а затем доизмельчаются до нужного размера крошки.
• Химическая переработка автомобильных шин
Методы, при которых разрушается химическая структура материала, не считаются рентабельными. Во-первых, из резины исчезает каучук. Во-вторых, конечный продукт имеет высокую себестоимость, но менее ценен для промышленного использования.
Чаще всего применяются:
• Пиролиз - высокотемпературное разложение без кислорода.
• Сжигание.
• Растворение в агрессивной среде.
Первые два метода экологически опасны, так как связаны с выделением токсических веществ и углекислого газа в атмосферу. Но на некоторых промышленных объектах при горении шин вырабатывается тепловая энергия, обеспечивающая технологические процессы.
Растворение пока что слабо распространено в России и мире как способ утилизации автомобильной резины, но считается одним из самых перспективных методов и активно развивается в развитых странах Европы.