Всем привет!
Гусеничные трактора в Советском Союзе работали так же активно, как и колесные. Многие из них были похожи друг на друга, но встречались и выдающиеся машины, одна из которых –Т-100. О нем-то я сегодня и расскажу.
История нашего героя началась в 1963 г. Трактор предполагался как замена модели С-100, и изначально назывался С-100М, но в связи со сменой власти в стране был переименован в Т-100.
В первую очередь техника выделялась размерами и шириной гусениц. С одной стороны, длина 4,2 м и ширина 2,5 м сильно ограничивают возможность применения такого трактора, но с другой – широкие гусеницы с уменьшенным давлением на грунт позволяют использовать его на разных видах бездорожья и даже на болотистой местности. Кроме того, двигатель мощностью 108 л. с. был создан специально для этой модели, позволял трактору таскать на себе оборудование массой до 9,5 т, а сам мотор даже послужил основой для агрегатов многих типов строительной техники СССР.
Кабина по тем временам тоже была выдающейся: внутри, помимо стандартных приборов, рычагов управления и мягкого сиденья, имелись печка и принудительная вентиляция. Правда, второе повышало уровень шума внутри, при этом звукоизоляции все еще не было.
Т-100, или «сотка», как его прозвали в народе, позиционировался как промышленный трактор, и в сельском хозяйстве почти не использовался: на то был более легкий ДТ-54, о котором я писал здесь. Тяжелая техника чаще всего использовалась для тяжелых землеройных работ:
Или на валке леса:
На базе Т-100 выпускалась даже нестандартная колесная техника:
Существовала также модификация без крытой кабины.
Т-100 выпускался до 1977 г., после чего началась подготовка к производству нового Т-130, при этом на конвейер Челябинского тракторного завода встала переходная модель Т-100М3, со старым кузовом, но новыми агрегатами. Стандартная же «сотка» продолжала работать на строительстве, лесозаготовке и все чаще – на селе. Там и встречается большинство доживших до наших дней экземпляров:
Сегодня эти машины очень быстро себя изживают, но некоторым «соткам» повезло: их восстановили и поставили на постамент:
Самый же везучий Т-100 – тот, что сохранился в Музее трактора в Чебоксарах. Правда, по некоторым данным, это переходный Т-100М3.
Как бы то ни было, Т-100 – тяжелый советский гусеничный трактор, получивший много нового и нашедший применение там, где не справятся сельскохозяйственные машины. А опыт, полученный при его выпуске, был перенят и использовался при производстве другой советской спецтехники, работавшей на великих стройках вплоть до развала огромной страны.
Встречался ли вам такой трактор? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!