Об этом фильме я не нашла восторженных отзывов на просторах сети: зрители называли его очень нудным, с героями, не вызывающими ни симпатии, ни сострадания... Кто-то даже написал о том, что абсолютно разочаровался в испанском кинематографе после просмотра "Дочери", а кто-то даже подвёл такой итог, "что не недо думать о том, что если кино испанское, значит оно хорошее"... Да, эти отзывы имеют право быть, но всё же мне хотелось бы напомнить вам о том, что кино ("величайшее из всех видов искусств"), ставит своей задачей не только развлекать зрителя, но и обращать его внимание на конфликты и проблемы человеческого бытия. И в жанре драмы режиссёр именно это и делает: он хочет, чтобы зритель так же, как и он, это видел и над этим размышлял, в противном случае ни режиссёр, ни зритель не поймут друг друга...
Мануэль Мартин Куенка представляет нам четырёх разных героев, объединению которых между собой поспособствовала незапланированная беременность четырнадцатилетней Ирэн. Отцом ребёнку приходился её ровесник, Осман, промышляющий кражами и попадающий время от времени под арест. Ирэн и Османа курирует Хавьер, давно работающий в центре помощи подросткам из неблагополучных семей, безмерно любящий свою жену Аделлу, которая уже долгое время не может подарить ему потомство, но сильно желающая этого... Чтобы осуществить её мечту, Хавьер уговаривает Ирэн не избавляться от ребёнка, а отдать его после рождения ему, обещая заботу и материальное вознаграждение. Ирэн соглашается на это, и даёт Хавьеру полное право тайно перевести её в его загородный дом.
И поначалу зрителю кажется, что Хавьер совершает благородное дело, если бы вдруг в это дело не вмешался Осман... Несмотря на всю сложность ситуации, он не готов отказаться от ребёнка и убеждает в этом Ирэн, но совсем не убеждает Хавьера, готового, как выяснилось, ради своей цели пойти на всё, вплоть до самых крайних мер, что потом он и делает с Османом.
А дальше всё становится на свои места, и зритель видит, что Хавьеру абсолютно безразлична судьба Ирэн, которую он также планирует устранить как побочный эффект своего безупречного плана, его волнует только его благополучная "правильная" жизнь, в которой ему не хватает только счастливой жены с ребёнком на руках... Они должны быть счастливыми! И для них будет несправедливо, если Ирэн вдруг воспротивится этому.
И тема, которую поднимает здесь Куенка, является той же, что и в фильме "Агнец" режиссёра Йоханнссона: жестокое безрассудство эгоизма человека, готового пойти на всё ради своего призрачного блага.
Но в отличие от "Агнца", в "Дочери" нет жертв: перед нами четвёрка сообщников, согласившихся пойти на "тёмные" дела ради собственной выгоды и амбиций. Но за каждым преступлением следует и наказание. И здесь его над самонадеянными взрослыми вершит малолетняя Ирэн.
Она настолько хладнокровно это делает, что видимый поначалу образ беззащитной "жертвы" просто мгновенно рассыпается, и именно в этот момент зрителю окончательно становится понятно, что Ирэн, так же, как Хавьер и Аделла, холодна и расчётлива в своих действиях. И свою дочь она также превращает в своеобразный трофей непомерных амбиций, лишая её ценности как таковой... Жестоко избавляясь от семейной пары, Ирэн избавляется не от своих врагов, а от подельников, и этим действием она ненамеренно выносит наказание и самой себе... В фильме нет продолжения о будущем Ирэн - Мануэль Мартин Куенка предлагает зрителю самому в дальнейшем это представить...
Режиссёр показывает нам современных героев современного мира, окружённых бытовым комфортом и современными гаджетами, но несмотря на весь этот антураж, они абсолютны низменны как и тысячу лет назад, и идеи гуманности прошли мимо них... И всё это происходит в цивилизованной Испании! Как мог педагог Хавьер использовать жизнь малолетних в своих целях? Как могла его жена Аделла сподвигнуть его на такой бесчеловечный план? Как могла Ирэн согласится продать своего ребёнка? Почему Осман не рассказал всё следователю, а предпочёл "игру" Хавьера? О чём все они думали, когда втягивали друг друга в эту скверную затею?! Ведь современный мир мог помочь каждому из них решить его проблемы законно и по-человечески... Но, видимо, их устраивало нечто другое, что отвечало только их представлению об устроенности окружающей обстановки.
Герои не просто так помещены на лоно живописной природы, режиссёр как будто ставит их в противопоставлении друг другу: непоколебимая мощь и величественность разума Творца и лживая суетность, впавшего в грех, творения... Обилием бытовых сцен режиссёр заостряет внимание зрителя на том, что вот в такой обычной обыденной обстановке могут совершаться самые страшные преступления...
Мануэль Мартин Куенка представил зрителю историю о нездоровом человеческом эгоизме, который приводит только к чудовищным преступлениям, на которые неприятно смотреть, о которых неприятно думать, но отрицать их явление в нашем мире нельзя. И забывать о них нельзя тоже. В жизни может быть и вот так...
Благодарю за прочтение моей статьи, надеюсь, что она была вам полезна!
Ставьте лайки, пишите своё мнение в комментариях и подписывайтесь на мой канал!