Найти в Дзене
Сонный Хомяк

Мусаниф Сергей дилогия «Супермен должен умереть» или I’m feeling superhuman

Мои взаимоотношения с книгами Мусанифа носят достаточно странный характер. С одной стороны, именно его «Темная сторона медали» вдохновила меня на написание «Пути Тьмы». С другой же стороны, ничего кроме этого романа я у Сергея Сергеевича до недавнего времени не читал.

О причинах упоминал тут, а потому не буду на них останавливаться.

Но в этом году я таки решил вновь вернуться к творчеству товарища Мусанифа, тем более что на сайте с желтой печенькой мне отрекомендовали его, как автора, равняющегося на Аберкромби.

Логично, в общем-то. На кого еще равняться, как не на оного из лучших писателей современности, верно? Жаль, что большинство АТ-шных авторов предпочитают видеть своим идеалом третьесортных мангак и ранобэписцев.

Впрочем, к теме обзора сие отношения не имеет, а потому, давайте-ка не будем отвлекаться.

Итак, мне настоятельно порекомендовали ознакомиться с дилогией «Супермен должен умереть». Почему? «Ну, во-первых, она крутая, а во-вторых, является приквелом цикла «Физрук»», - отметили мне.

«Что ж, чего б не почитать», - решил я и в августе ознакомился с означенными книгами.

О результатах и поговорим сегодня.

Капелька сюжета

Но если вы думаете, что эта история о скромном молодом человеке,

который не выпендривался, то черта с два вы угадали.

Это совсем не такая история.

Жизнь главного героя текла спокойно и размеренно. Он работал в офисе (кажется, продавая какую-то шнягу), возвращался по вечерам в уютную холостяцкую берлогу, где занимался своими делами и шел спать, дабы утром все повторить.

И все бы было хорошо, если бы домкрат не сломался (с).

В один прекрасный вечер в битве не на жизнь, а на смерть схлестнулись два супера, в результате чего один из них дал дуба, упав прямо на капот проезжающей машины.

Как легко догадаться, в ней сидел вышеупомянутый протагонист.

Чувак, с наглухо отбитым инстинктом самосохранения, как по мне. Иных причин для того, чтобы выбраться из покорёженной тачки и начать качать права я не вижу.

Выживший супер явно пребывал в паршивом настроении, а потому жахнул по ГГ телекинезом и пошел по своим делам, ну а наш бедолага повалялся-повалялся в отключке, пришел в себя, пообщался сперва с ДПС, а после - с гэбнёй, да и побрел домой – спать.

Проснулся он счастливым обладателем парапсихологических способностей. Конкретнее – телекинеза.

И вот тут-то все и заверте…

Мир

Но если вы думаете, что это история о молодом человеке, который

прохлаждался на загородной даче, пока мир летел в тартарары,

то черта с два вы угадали.

К сожалению, это совсем не такая история.

Мир в книге крайне похож на наш, но одновременно с этим разительно от него отличается.

Начнем с того, что там недалекое будущее.

По планете прошлась чудовищная эпидемия...

-2

Нет, я серьезно, этот мир здорово отличается от нашего. У них там померло три четверти популяции. Нам, вроде, пока везет.

Каким образом удалось не просто сохранить государства, но и более-менее восстановиться – вопрос открытый.

Тем не менее те, кто выздоровел, перестали болеть, стали жить дольше, и вообще, заметно взбодрились.

Стоит ли такое счастье двух с половиной миллиардов жмуриков – вопрос дискуссионный. В любом случае, с момента окончания эпидемии прошло то ли два, то ли три десятка лет и рецидивов с тех пор не наблюдалось.

Зато в людях начали просыпаться сверхспособности.

Кто-то (большинство суперов) научились швырять предметы силой мысли; кто-то подчинил себе лед, пламя, песок, ветер или иную другую стихию; кто-то обзавелся способностями Магнето, а кто-то – косплеит Мистик; кто-то стал чудовищно силен, а кто-то – невероятно быстр.

Ну а кто-то обожрался чужих волос и отправился в гейскую академию.

-3

Шутка.

В любом случае, мир изменился.

Не технически, нет - эпидемия изрядно так замедлила научно-технический прогресс на шарике. Мир изменился… ментально, что ли?

Всем государствам пришлось свыкнуться с мыслью о том, что вот прямо сейчас вот может появиться какой-нибудь хрен, способный, ну не знаю, отправить Госдуму на Луну всем составом. Или спалить атомную электростанцию щелчком пальцев. Или учудить нечто столь же захватывающее. И с этим как-то надо справляться.

А граждане осознали, что этим кем-то вполне могут оказаться и они сами.

И – нет – по началу все шло нормально, со среднестатистическим супером вполне мог справится отряд спецназа.

Вся беда в том, что сюжет происходит не «по началу».

На планете уже объявились супермены класса «геноцид», то есть существа (язык не повернется называть их людьми), способные уничтожать города и даже целые регионы. А что дальше?

Сколько времени ждать появление местного Таноса?

Впрочем, пока страны пытались контролировать ширящиеся ряды суперов, инициативные граждане взяли решение вопроса в свои руки. Появилась международная террористическая организация, ставящая своей целью уничтожение всех сверхлюдей.

И – нет, они не именуют себя Святой Инквизицией Бога нашего Императора. Но практикуют схожие методы решения проблем.

И это я еще не упоминаю преступников со сверхспособностями, долбанутых фанатиков, шизоидов всех мастей и прочее, прочее, прочее.

К началу книги планета зависла на краю бездны и требовался лишь небольшой толчок для того, чтобы ее туда отправить.

Магия и боги

Но если вы думаете, что это история, в которой с проблемой,

нерешаемой при помощи больших пушек,

можно справиться очень большими пушками, то черта с два вы угадали.

Это совсем не такая история.

Этот пункт будет коротеньким.

Магию в книгах заменяют вот эти вот ваши -кинезы.

Местные люди на букву Х способны выворачивать законы физики, химии, логики и прочих естественных наук, а заодно и здравый смысл наизнанку, творя лютую дичь.

Как у них это получается, почему, зачем – вопросы, ответ на которые даст дилогия, я же не хочу спойлерить.

Боги же…Хех. Ну, некоторые местные суперы явно метят на сию почетную должность, пусть так. Впрочем, нужно понимать, что у нас тут научная фантастика, а потому, нечего засорять ее трансцендентными сущностями.

Лучше двинемся вперед.

Персонажи

Но если вы думаете, что это история о молодом человеке,

Который всю дорогу изводил себя этическими проблемами,

то вы почти угадали.

Но все-таки это не совсем такая история.

Предупреждаю, я буду указывать исключительно персонажей первого тома, сознательно опустив действующих лиц второго.

Почему? Ответ очевиден – чтобы минимизировать спойлеры.

Итак, приступим.

Артур. Главный герой дилогии.

Обычный Русский Парень, каких миллионы.

Волею судьбы открыл в себе совсем необычные способности и принялся геройствовать.

Что можно про него сказать? Троллюга восьмидесятого уровня, способный вывести из себя даже очень подготовленных людей. Чувак, отлично умеющий в сарказм, пассивную агрессию, подколки и прочие замечательные проявления интеллектуального доминирования.

Что характерно, человек он хороший и явно желает помочь окружающим. По крайней мере, пытается поступать правильно.

Безопасник.

Глава отечественной гэбни. Суровейший профи, владеющий крайне мощной способностью, и предпочитающий решать проблемы посредством контрольного выстрела в голову.

Стилет.

Руководитель обычной московской ОПГ, обладающий необычной способностью.

У них с Безопасником что-то вроде игры в кошки-мышки, хотя на самом деле Стилет для лидера подразделения Н – это что-то вроде неуловимого Джо. В смысле, нахрен он ему не вперся.

Конечно же, нельзя не вспомнить колоритнейшего, сука, сисадмина по имени Виталик.

Виталик, сука, стильный. Катается на байке, выглядит, как крутейший номад в этой части Орегона, носит отличнейшую бороду, способную посрамить самого Стерлигова, и таскает с собой дробовик. Наверное, от пидорасов отстреливаться.

Дико рофельный персонаж, один из моих любимцев.

Кого бы еще вспомнить?

Хм-м, пожалуй, добавим в список чувака с погонялом Ветер Джихада. Как легко догадаться из клички, он – араб и очень хочет сделать ататай всей башки неверным.

И если учесть, что этот уродец повелевает песчаными бурями, противостоять ему могут не только лишь все.

Ну и закончим мы, пожалуй, Доком.

Кто это такой – говорить не стану, узнаете сами. Отмечу лишь, что он – один из немногих на планете, кто более или менее понимает, что тут вообще творится. Ну а еще выполняет почетную функцию Мистик, да.

На этом ставлю точку и перехожу к достоинствам и недостаткам дилогии.

За и против

Но если вы думаете, что это история о молодом человеке, с которым вы можете

делать все, что вам вздумается, то черта с два вы угадали.

Это совсем не такая история.

Что мне понравилось больше всего? Хм-м-м, интересный вопрос.

Пожалуй, отмечу-ка я в первую очередь мастерство работы с текстом.

Описания хороши, они отлично работают на погружение и заставляют воображение рисовать картину мира.

Повествование ведется с отменным юмором, читать романы ни капли не скучно, напротив, текст регулярно вызывает улыбку.

Диалоги у автора – просто великолепны. Он буквально высушил их, убрав все лишнее.

Подобное я встречал у Геммела с Аберкромби и это – показатель настоящего мастерства, как по мне.

Мусаниф, однозначно, талантливейший литератор, отлично владеющий своим ремеслом и не стесняющийся демонстрировать это конкретно в рассматриваемой дилогии.

Возможно, память меня подводит, но кажется, что «Темная сторона медали» была написана гораздо хуже. Если это так, то за прошедшее время автор изрядно прибавил в скилле и профессионализме, что не может не радовать.

Скажу так, из отечественных авторов, что я прочел за последние пару лет, лишь несколько человек выдавали нечто похожее.

Короче говоря, тут, думаю, все понятно. Текст мне понравился и сильно.

Что еще?

Сюжет.

Да, в нем нет ничего сверхординарного. У нас тут фантастический боевик, причем весьма небольшой по нынешним меркам – всего два тома. Простая, законченная история, в общем-то, не хватающая звезд с неба… Но как же интересно было наблюдать за злоприключениями протагониста!

Как хотелось понять, чем же тут все кончится и будет ли хэппи энд!

Браво, что могу сказать. Простота сюжета – это именно достоинство, причем – серьезное. Книги не переусложнены, не растянуты, в них попросту нет ничего лишнего. Каждая сцена на своем месте, каждый диалог нужен, каждое ружье стреляет, а не висит на стене, как вялый агрегат Бондарчука.

-4

Что еще зашло?

Герой.

Слегка параноидальный, слегка долбанутый, умеющий выбешивать граждан и, о ужас, думать башкой.

Он не идеален, он – обычный человек с обычными проблемами, оказавшийся в необычных условиях. И он старается в меру сил и возможностей помогать простым людям.

А еще он язва, каких поискать. Отличный протагонист, что скажешь!

Что еще?

Хм-м-м… Пожалуй, похвалю и второстепенных персонажей. Их не то, чтобы слишком много, но и не мало. В самый раз. И получились они весьма интересными личностями, со своей мотивацией, системой ценностей и моральных ориентиров, особенностями, наконец.

Мир? Ну, давайте и его запишем в плюс. Ничего особенного, но не ругать же, в самом деле?

Еще предлагаю похвалить автора за неплохое использование элементов супергероики и грамотного глумежа над ними.

И на этом, пожалуй, закончим с плюшками. Перейдем к минусам.

-5

Серьезно. Мне не к чему придраться. Я хотел получить бодрый фантастический боевичок, сдобренный отличными диалогами и качественным юмором? Я его получил.

Ругать автора просто не за что.

А раз так, то закругляемся.

Заключение

Но если вы думаете, что эта история о том, как отважные супергерои сражаются

с коварными суперзлодеями, а мы, живущие внизу, втягиваем головы в плечи

и стараемся не смотреть в пылающие небеса, то черта с два вы угадали.

Это совсем не такая история.

Вот мы и подошли к концу.

Что можно сказать?

Мусаниф написал наигоднейшее произведение. Интересное, динамичное, в меру веселое, в меру грустное, в меру философское, в меру раздолбайское.

Если у романов и есть недостатки, они прошли мимо меня.

А потому если вы думаете, что этот хомяк станет рекомендовать «Супермен должен умереть» всем и каждому, то вы угадали. Это именно такая история.

Читать в обязательном порядке!