Найти тему

«Ну вы же специалисты»: что такое партнерские отношения между заказчиком и исполнителем

Оглавление

Делимся редким опытом и ситуациями, которые случаются на рынке.

Мы ни в коем случае ни на кого не показываем пальцем — у нас в контент-бюро «Ишь, Миш!» все клиенты замечательные.

Стандартное событие: клиент приходит к подрядчику и хочет получить качественную услугу. Но хороший результат можно получить только тогда, когда заказчик и исполнитель работают по типу win-win — стратегии партнерских отношений, которая предполагает эффективную взаимозависимость. А если клиент не вовлекается в процессы исполнителя и не погружает его в свои, начинаются проблемы.

Какие? Чем чревата игра в одни ворота? И почему нельзя отдать ВСЮ работу на откуп подрядчику? Давайте разбираться.

-2

Каким сотрудничество быть не должно?

Давайте со сторителлингом, чтобы погрузиться в ситуацию по полной. Например, городской производитель рыбных полуфабрикатов обращается за услугами. Хочет контент, рекламу, подписчиков, бренд-журналистику! Бриф, договор, безумие — работа началась.

Подрядчик коммуницирует с представителем со стороны клиента, Петром Рыбниковым. Он директор по маркетингу. На созвоне все сделали вывод, что Петр четкий мужик, вовлеченный в работу и настроенный на долгосрочное сотрудничество. Да еще и продукцию прислал на пробу — огнище!

И вот, когда стратегия защищена, команда проекта садится за контент-план. Клиент не выразил пожеланий по темам: доверился исполнителю. Спустя несколько дней план готов. Команда провела качественный ресерч и определила эффективные темы, а проджект отправил Петру Рыбникову готовый план. А потом напомнил клиенту посмотреть. А потом еще раз. И еще раз.

Через четыре дня Петр отвечает:

— Простите, времени совсем нет. Коллеги, вы же профессионалы, я уверен, все в ажуре! Я там бегло посмотрел, нормально, давайте контент уже пилить! Жду первые посты.

Команда насторожилась, но делать нечего — дедлайны горят. И вот уже проджект отправляет готовый контент Пете вновь.

Петр Рыбников отвечает незамедлительно:

— Коллеги, ну нет. Это совсем не то, что мы с вами обсуждали. Перечитайте свою стратегию, там все по-другому. Посмотрите, как конкуренты делают!

А проджект ему говорит:

— Петр, скажите, пожалуйста, что именно вам не нравится? Текстовая подача, дизайн? Возможно, вам будет удобно созвониться и обсудить? Готовы подстроиться под любое время.

Но Петр рубит с плеча:

— Вы же профессионалы. Уверен, справитесь без меня. Фотки лососевых фрикаделек посочнее найдите. Чтоб через экран запах чувствовался — вкусный текст и вкусные картинки. Давайте на уровне федерального конкурента!

А потом эта ситуация повторилась с рекламными креативами, съемками видео, записью подкастов, статьями на Дзен, отчетом в конце месяца.

— А почему у нас за первый месяц прирост всего 223 подписчика? И где комментарии к каждому посту? Я не очень понимаю в графиках, да и не спешу в них разбираться. Объясните на пальцах.

— Коллеги, я не могу сейчас дать вам интервью. У нас в компании все занятые. Вы же эксперты — найдите информацию о технологии производства самостоятельно.

— Слушайте, экскурсия в рыбный цех ни к чему. Там все как у всех. Посмотрите видео на Ютубе. Фотографии и на стоке есть.

Спустя несколько месяцев начались пассивно-агрессивные переписки и созвоны, затем открытый конфликт, а кульминация — расторжение договора.
-3

Почему так случилось?

Клиент оказался не готов к регулярному сотрудничеству с подрядчиком. Разумеется, нельзя винить Петра во всех смертных грехах. Господин Рыбников — важный человек в компании, поэтому у него не хватает времени, чтобы искать для команды информацию, копаться в документах, находить контакты, проводить экскурсии — своей работы много.

Компания относится к среднему бизнесу: у нее свои процессы, технологии производства. Вот почему нельзя брать информацию с потолка и отдавать ее поиски на откуп агентству.

Директор по маркетингу не предусмотрел, что необходимо активное сотрудничество. Петр Рыбников ошибочно полагал, что компания заплатит подрядчику и снимет с него задачи по SMM.

Вот еще некоторые причины, почему не получается выстроить партнерские отношения:

  1. Недостаток экспертизы. Клиент не может дать подрядчику информацию, которая нужна для разработки контента, потому что сам ей не обладает.
  2. Не отлаженные процессы. «Какая экскурсия!? Да не до них сейчас, дел вагон и маленькая тележка!» — можно услышать на очередном совещании той самой компании по производству рыбных полуфабрикатов.
  3. Отсутствие доверия к подрядчику как к эксперту. Все будет хорошо в том случае, если клиент готов воспринимать экспертную позицию подрядчика и доверять фактам, исследованиям, цифрам, а не строить коммуникацию по принципу «Мне так больше нравится».
Чтобы выстроить партнерские отношения по принципу win-win мы как бюро еще на этапе старта проекта закрываем важные нюансы коммуникации:
1. Обозначаем, что обо всем важно договариваться на берегу.
Тщательно обсуждаем условия старта проекта и ведения регулярных работ, фиксируем договоренности. А если нужно, напоминаем о них в процессе.
2. Погружаем в основы работы соцсетей.
Например, клиент спрашивает, почему вы выбрали такие цели в ведении таргетированной рекламной кампании? Мы никогда не ответим: «Потому что так правильно». Наоборот, детально объясним, почему предлагаем те или иные решения. Раскроем плюсы и минусы каждого. Обозначим, к какому решению больше склоняемся. Подчеркнем готовность обсуждать разные варианты и совместно приходить к оптимальному.
Екатерина Камерер, директор по клиентам в контент-бюро «Ишь, Миш!»

-4

Разве нельзя нанять подрядчика и ничего не делать?

Спойлер: нельзя. Клиент — это эксперт по своему продукту. Если хочется делегировать работу по соцсетям, придется погружать команду в тонкости процессов, анализировать итоги работы и обсуждать отчеты с командой.

Заказчику приходится играть роль телефончика, только не глухого: нужно быть открытым к диалогу, четко понимать требования и желания своей компании, точно доносить их до подрядчика, а затем презентовать руководству результаты совместной плодотворной работы.

Клиент должен быть готов, что такая работа отнимает много времени. Привлечь подрядчика, чтобы ничего не делать — миф.

Почему заказчику и исполнителю полезно работать в одной связке?

Потому что мы решаем одну задачу. Просто с разных позиций. Клиент — изнутри, мы — снаружи. Безусловно, бюро рассматривает каждый свой проект как кейс. Для клиента, помимо решения задачи, крайне важно ощущение уверенности, что он не прогадал, обращаясь в бюро, что не ошибся в своей и их компетенциях.
Майк Пономаренко, ньюбиз в контент-бюро «Ишь, Миш!»

Чем чреваты анти-партнерские отношения?

Есть риск, что в разных каналах коммуникации начнутся расхождения. Правая рука не знает, что делает левая: в наружной рекламе одно, в соцсетях — другое, в медиа — третье.

А все потому, что клиент держится особняком и не делится с подрядчиком новостями, информацией, нюансами производства.

-5

Ладно-ладно, подытожим. Как надо?

Со стороны исполнителя — погрузиться в бизнес клиента, обеспечить хороший аккаунтинг и проводить встречи на постоянной основе.

Со стороны клиента — погрузить подрядчика в свои процессы, быть на связи, предоставлять контакты и информацию, которой нет в открытом доступе, доверять, но проверять.

Быть на связи 24/7, беспрекословно выполнять требования заказчика и браться за дополнительные задачи в любое время — так выглядит неправильный клиентский сервис.
Сейчас вышесказанное звучит как «байки от динозавров». Однако в реальности такой подход все еще существует.
Отношения с клиентом, как и любые в целом, должны строиться на двух основополагающих ценностях — взаимном доверии и уважении.
Ульяна Зырянова, проджект-менеджер в контент-бюро «Ишь, Миш!»

Недопустимо, чтобы заказчик и исполнитель грубили друг другу. Недопустимо игнорировать клиента после рабочего дня, не пытаясь договориться. Недопустимо отдавать проект подрядчику со словами «Мы же вам заплатили». Такие взаимоотношения не приведут к результату, которым обе стороны смогут гордиться.

-6

Так делаем мы, контент-бюро «Ишь, Миш!». Вот уже 8 лет на этапе подготовки предложения стараемся донести до заказчиков, что партнерские отношения — наше все, а слепое исполнение любых задач и общение с позиции выше мы не исповедуем.

Дружба маркетинга и бизнеса — это великолепно. Познакомьтесь с кейсами, над которыми мы работали в альянсе с клиентами, по ссылке: https://ishmish.ru/cases/

_____

Статьи по теме: