Найти тему
История и культура Евразии

Кто создал первый советский вертолет - Николай Камов

Пионер советского вертолетостроения Камов родился 14 сентября 1902 года в Иркутске.

Николай Ильич Камов (1 [14] сентября 1902, Иркутск — 24 ноября 1973, Москва) — советский авиаконструктор, создатель вертолётов «Ка», доктор технических наук (1962). Герой Социалистического Труда (1972). Лауреат Государственной премии СССР (1972)
Николай Ильич Камов (1 [14] сентября 1902, Иркутск — 24 ноября 1973, Москва) — советский авиаконструктор, создатель вертолётов «Ка», доктор технических наук (1962). Герой Социалистического Труда (1972). Лауреат Государственной премии СССР (1972)

В 1918 году поступил в Сибирский Томский технологический институт (ТТИ). С 1918 по 1923 год Камов учился на механическом факультете. Сидел за одной партой с героем воздушных боёв за французский Верден Харитоном Славороссовым. Тот оказал большое влияние на Камова, который загорелся идеей полетов.

Харитон Никанорович Славороссов (Семене́нко) (29 сентября [11 октября] 1886, село Домашлин, Черниговская губерния, Российская империя — 1941, Медвежьегорск, Карело-Финская ССР, СССР) — русский и советский лётчик, один из пионеров русской и мировой авиации, инженер, преподаватель, спортсмен.
Харитон Никанорович Славороссов (Семене́нко) (29 сентября [11 октября] 1886, село Домашлин, Черниговская губерния, Российская империя — 1941, Медвежьегорск, Карело-Финская ССР, СССР) — русский и советский лётчик, один из пионеров русской и мировой авиации, инженер, преподаватель, спортсмен.

Еще на студенческой скамье Камов увлекся идеей вертикального взлёта. В 1923 году, чтобы узнать больше об авиастроении устроился рабочим на московский завод Юнкерса.

В 1924 году поступил в центральные аэропланные мастерские «Добролёта». Здесь самостоятельно изучил комплект чертежей немецкого пассажирского самолета Ю-13.

Российское (акционерное) общество добровольного воздушного флота «Добролёт» — существовавшая в 1923—1930 годах в Советском Союзе авиатранспортная организация.
Российское (акционерное) общество добровольного воздушного флота «Добролёт» — существовавшая в 1923—1930 годах в Советском Союзе авиатранспортная организация.

В 1927 году подающего надежды инженера Камова пригласили в конструкторское бюро Дмитрия Григоровича.

Дмитрий Павлович Григорович (25 января (6 февраля) 1883, Киев — 26 июля 1938, Москва) — российский и советский авиаконструктор, специалист по гидросамолётам и истребителям.
Дмитрий Павлович Григорович (25 января (6 февраля) 1883, Киев — 26 июля 1938, Москва) — российский и советский авиаконструктор, специалист по гидросамолётам и истребителям.

Разрабатывал первый в СССР автожир:

  • Автожир — винтокрылый летательный аппарат, похожий на вертолёт, использующий для создания подъёмной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт.

Камова заметил назначенный вместо арестованного Григоровича французский авиаконструктор Поль Ришар. В 1928 году Камова назначили ведущим конструктором и начальником бригады КБ.

В 1929 году вместе с Николаем Скржинским Камов создал первый советский автожир КАСКР-1.

Николай Кириллович Скржинский (14 сентября 1904, Киев — 1957) — советский авиаконструктор.
Николай Кириллович Скржинский (14 сентября 1904, Киев — 1957) — советский авиаконструктор.

25 сентября 1929 г. лётчик-испытатель И. В. Михеев совершил первый полёт на автожире.

Иван Васильевич Михеев (1898—1935) — советский лётчик-испытатель. Погиб при катастрофе самолёта АНТ-20 «Максим Горький».
Иван Васильевич Михеев (1898—1935) — советский лётчик-испытатель. Погиб при катастрофе самолёта АНТ-20 «Максим Горький».

А вертолет Игоря Сикорского в США взлетел только в 1939 году. Однако автожиру все таки требуется разбег. Поэтому он не считается вертолетом в полном значении этого термина.

Игорь Иванович Сикорский (25 мая (6 июня) 1889 год, Киев, Российская империя — 26 октября 1972, Истон, штат Коннектикут, США) — русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы (США, 1942 год) - Википедия
Игорь Иванович Сикорский (25 мая (6 июня) 1889 год, Киев, Российская империя — 26 октября 1972, Истон, штат Коннектикут, США) — русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы (США, 1942 год) - Википедия

Разработкой Камова и Скржинского заинтересовались. В октябре 1931 года Камова назначили начальником конструкторской бригады ЦАГИ, проектировавшей автожир А-7.

-8

Уже в 1938 году А-7 использовали для спасения экспедиции советского исследователя Арктики Папанина на станции «Северный полюс-1». Во время финского конфликта и Великой Отечественной войны его активно использовали как корректировщика.

A-7 — советский двухместный автожир крылатого типа с трёхлопастным ротором, разработанный Н. И. Камовым. Первый в мире боевой автожир и первый серийный винтокрылый летательный аппарат в СССР - Википедия
A-7 — советский двухместный автожир крылатого типа с трёхлопастным ротором, разработанный Н. И. Камовым. Первый в мире боевой автожир и первый серийный винтокрылый летательный аппарат в СССР - Википедия

В 1939 году Камов стал главным конструктором и директором завода по производству автожиров. М. Л. Миль — заместителем директора.

Михаил Леонтьевич Миль (9 [22] ноября 1909, Иркутск, Российская империя — 31 января 1970, Москва, СССР) — советский конструктор вертолётов и учёный
Михаил Леонтьевич Миль (9 [22] ноября 1909, Иркутск, Российская империя — 31 января 1970, Москва, СССР) — советский конструктор вертолётов и учёный

В 1940 году Камов стал главным конструктором КБ по вертолётостроению (ОКБ им. Н. И. Камова).

К 1948 году КБ создало первый вертолёт Ка-8. В Ка-8 был вертолетом с первой конструкцией два соосных винта (друг над другом). Это особенно удобно для палубной авиации, так как вертолеты с соосными винтами уменьшают размеры винтов. Потом были Ка-10 (1953), Ка-15 (1956), Ка-18 (1960). В 1968 году появился противолодочный вертолёт корабельного базирования Ка-25.

Этот вертолет предназначался для охоты на атомные подводные лодки. При скорости в 220 км/час нес бомбово-торпедную нагрузку в 650 кг. Взлетать он мог с площадки всего 10 на 10 метров. При этом у атомных подводных лодок не было средств обнаружения вертолетов.

Ка-25ПЛ в музее авиации ВМС Индии, 2012 год.
Ка-25ПЛ в музее авиации ВМС Индии, 2012 год.

Так появилась линейка вертолетов, которые стали грозными боевыми машинами. В том числе Ка-50 и Ка-52 "Аллигатор".