Найти в Дзене
История и культура Евразии

Михаил Леонтьевич Миль - создатель первых советских вертолётов

В послевоенное время перед советским авиапромом стояла насущная необходимость нагнать американских авиастроителей в деле конструирования вертолетов. За это дело взялся советский конструктор Миль.

Михаил Леонтьевич Миль (9 [22] ноября 1909, Иркутск, Российская империя — 31 января 1970, Москва, СССР) — советский конструктор вертолётов и учёный, доктор технических наук (1945), Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1968)
Михаил Леонтьевич Миль (9 [22] ноября 1909, Иркутск, Российская империя — 31 января 1970, Москва, СССР) — советский конструктор вертолётов и учёный, доктор технических наук (1945), Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1968)

Техническое образование получил в Донском политехническом институте в Новочеркасске. Там впервые узнал об автожирах.

Автожир (от др.-греч. αὐτός «сам» + γῦρος «круг»; гиропла́н, гироко́птер — от англ. gyrocopter) — винтокрылый летательный аппарат, похожий на вертолёт, использующий для создания подъёмной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт
Автожир (от др.-греч. αὐτός «сам» + γῦρος «круг»; гиропла́н, гироко́птер — от англ. gyrocopter) — винтокрылый летательный аппарат, похожий на вертолёт, использующий для создания подъёмной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт

Миль обратился с письмом к Н. И. Камову, заведующему отделением автожиров в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт). Тот пригласил любопытного студента на практику к себе.

Николай Ильич Камов (1 [14] сентября 1902, Иркутск — 24 ноября 1973, Москва) — советский авиаконструктор, создатель вертолётов «Ка», доктор технических наук (1962). Герой Социалистического Труда (1972). Лауреат Государственной премии СССР (1972)
Николай Ильич Камов (1 [14] сентября 1902, Иркутск — 24 ноября 1973, Москва) — советский авиаконструктор, создатель вертолётов «Ка», доктор технических наук (1962). Герой Социалистического Труда (1972). Лауреат Государственной премии СССР (1972)

Остался на работе в ЦАГИ. В 1931 году уже начальник бригады аэродинамики Отдела особых конструкций ЦАГИ. Принимал участие в работе над первым советским автожиром КАСКР-1.

КАСКР-1 «Красный инженер» и КАСКР-2 (сокр. КАСКР — Камов-Скржинский) — советские автожиры, разработанные Н. И. Камовым и Н. К. Скржинским. КАСКР-1 появился осенью 1929 года, а КАСКР-2 являлся доработанной и восстановленной моделью 1930 года
КАСКР-1 «Красный инженер» и КАСКР-2 (сокр. КАСКР — Камов-Скржинский) — советские автожиры, разработанные Н. И. Камовым и Н. К. Скржинским. КАСКР-1 появился осенью 1929 года, а КАСКР-2 являлся доработанной и восстановленной моделью 1930 года

Но с началом войны все работы над автожирами свернули. Только после войны Миль смог продолжить работу над геликоптерами. Уже 20 сентября 1948 года в воздух поднялся первый вертолет Ми-1.

Ми-1 (по классификации НАТО: Hare — «Заяц») — советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в конце 1940-х годов. Первый советский серийный вертолёт
Ми-1 (по классификации НАТО: Hare — «Заяц») — советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в конце 1940-х годов. Первый советский серийный вертолёт

Первый полет прошел нормально. Но зато позже произошла трагедия. Из-за обрыва вала рулевого винта погиб летчик-испытатель Матвей Байкалов. Но авария была из-за плохой сварки. А не из-за конструкционных ошибок.

Теперь правительство поставило уже более конкретную задачу - создать армейский десантно-транспортный вертолет. Уже 3 июня 1952 года первый полет совершил Ми-4. Он принимал на борт 16 десантников, либо нес одно орудие.

Ми-4 (по классификации НАТО: Hound — «Гончая») — советский многоцелевой вертолёт, разработанный в ОКБ Миля в начале 1950-х годов; был первым военно-транспортным вертолётом Вооружённых сил СССР. Имел такую же компоновку, как у американского Sikorsky S-55, но превосходил его по сухой массе более чем в два раза и по грузоподъёмности чуть менее чем в два раза. Просторная грузовая кабина вмещала 1.600 кг груза или 12 полностью экипированных десантников. Ми-4 стал первым советским вертолётом, оснащённым грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом
Ми-4 (по классификации НАТО: Hound — «Гончая») — советский многоцелевой вертолёт, разработанный в ОКБ Миля в начале 1950-х годов; был первым военно-транспортным вертолётом Вооружённых сил СССР. Имел такую же компоновку, как у американского Sikorsky S-55, но превосходил его по сухой массе более чем в два раза и по грузоподъёмности чуть менее чем в два раза. Просторная грузовая кабина вмещала 1.600 кг груза или 12 полностью экипированных десантников. Ми-4 стал первым советским вертолётом, оснащённым грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом

А 18 июня 1957 года совершил первый полет еще более мощный Ми-6:

  • диаметр несущего винта - 35 метров
  • грузоподьемность - 12 тонн
  • максимальная взлетная масса - 41,7 т
  • максимальная скорость - 250 км/час
Ми-6 (по классификации НАТО: Hook — «крюк») — советский тяжёлый многоцелевой вертолёт разработки ОКБ-329, под руководством М. Л. Миля
Ми-6 (по классификации НАТО: Hook — «крюк») — советский тяжёлый многоцелевой вертолёт разработки ОКБ-329, под руководством М. Л. Миля

15 июня 1960 года Миль создал транспортный вертолет для перевозки грузов в различных зонах, в том числе арктических. Он стал удачным приложением к советской идее "равной транспортной доступности" для всех регионов СССР - от центральных до расположенных на Крайнем Севере и пустынных зон Средней Азии.

Ми-10К, принадлежащий НПО «Взлёт», приземляется после установки антенны.
Ми-10К, принадлежащий НПО «Взлёт», приземляется после установки антенны.

Но самым ходовым его вертолетом стал Ми-8. Его выпустили более 17 тысяч штук. До сих пор используется в 100 странах мира.

Ми-8 (по кодификации NATO: Hip — «Бедро») — советский многоцелевой вертолёт, разработанный Опытным конструкторским бюро (ОКБ) М. Л. Миля, в начале 1960-х годов.
Ми-8 (по кодификации NATO: Hip — «Бедро») — советский многоцелевой вертолёт, разработанный Опытным конструкторским бюро (ОКБ) М. Л. Миля, в начале 1960-х годов.

Ми-12 разрабатывался как вертолет для перевозки баллистических ракет. Это стал самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт в истории авиастроения. Правда в серию не пошел, выпустили всего два экземпляра. В основном, из-за того, что необходимость в перевозке ракет отпала.

-10

Тяжелая работа над Ми-12 подорвала здоровье конструктора. В 1967 году перенес инсульт, оправиться от которого не смог. Через три года скончался от повторного инсульта.

Статья по теме: