Указом президента Российской Федерации от 20 июля 1996 года генерал-майору Б. А. Воробьёву за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники в условиях, сопряжённых с риском для жизни, присвоено звание Героя Российской Федерации.
Так официально были признаны успехи летчика-снайпера Бориса Воробьева.
Борис Воробьев начал свою боевую работу еще в Афганистане, где он служил 14 месяцев в 1983-1984 годах. За это время накопил огромный боевой опыт, который ему предложили передавать другим пилотам, которые должны были действовать в Афганистане.
В 1986 году Воробьёва назначают командиром 1038-го Центра подготовки лётного состава (армейской авиации) для действующей 40-й армии (размещался в городе Чирчик Узбекской ССР).
На его плечи, в том числе легла тяжелая ноша по разработке противодействия ракетным комплексам "Стингер", которые появились у моджахедов.
Воробьев тренировал летчиков именно для боевых действий. Его любимой тестовой проверкой была посадка вертолёта на узких горных площадках, которых много в горах Узбекистана.
Против "стингеров" лётчиков учили летать на низкой высоте - от 5 до 15 метров (у стингеров высота поражения рассчитана на 30 метров). В то же время, особое внимание уделялось маневрированию и взаимному прикрытию, а также тактическим приемам по типу боевого захода со стороны солнца.
Такая подготовка помогла избежать еще больших потерь среди военных вертолётчиков в Афганистане (за весь период потеряно 330 советских вертолетов).
В 1991 году Воробьева назначили начальником 344-го Центра боевого применения и переучивания (лётного состава армейской авиации) в Торжке. Там лётчики получали квалификацию "лётчик-снайпер" и "штурман-снайпер".
Здесь он учил пилотов "дуэльной" боевой практике вертолета с другим вертолётом.
В 1989 году по инициативе Воробьева была создана пилотажная группа "Беркуты".
Именно на основе этой пилотажной группы Воробьев смог отработать все приёмы противозенитного маневрирования. Эти приёмы сейчас стоят на вооружение российской и союзных армий.
А с 1993 года начались войсковые испытания нового ударного вертолёта (для уничтожения бронетехники) К-50.
Именно эта машина стала главной любовью Воробьёва. Ей он отдал всего себя и в конце концов жизнь.
Это был принципиально новый российский одноместный ударный вертолёт. По квалификации НАТО - HOKUM (Обманщик). В России получил название "Чёрная акула". Макс. взлётная масса: 10 000 кг. Макс.скорость - 310 км/час. Двигатели: два газотурбинных турбовальных со свободной турбиной ТB3-1178MA мощностью 2203 лошадиных сил каждый. Броня выдерживает попадание патронов калибра 12.7 мм и осколков снарядов 23-мм пушек. Вооружение: 30 мм пушка и 4 точки подвески для противотанковых управляемых ракет, управляемых ракет "воздух-воздух", неуправляемых ракет или или контейнеров с пушками и пулеметами массой 2000 кг. Впервые в мире вертолет оборудовали системой катапультирования.
К-50 должны были заменить аналогичные ударные вертолёты Ми-24. В учебных боях, проведенных одним Воробьевым против звена Ми-24 показали, что Ка-50 в опытных руках легко побеждает четырёх противников.
- На иностранных авиасалонах Борис Воробьёв впервые показывал "мёртвую петлю" на вертолёте. Этим он привлекал внимание как зрителей так и профессионалов.
К-50 приняли на вооружение и ударный вертолет очень хорошо показал себя в горных условиях воюющей Чечни.
- На фоне боевого применения по сравнению с вертолётом Ми-24, ну скажем так, на голову выше, на порядок лучше себя зарекомендовал этот вертолёт в плане и навигации, в плане эффективности боевого применения, поэтому по результатам этой командировки отношение к этому вертолёту самое отличное. Более того, в плане аэродинамики, он превосходит значительно все вертолёты нынешние, я имею в виду те, которые находятся в армии - из отзывов лётчиков, воевавших на Ка-50
Сам Ка-50 был экспериментальным и на его основе (а также опыте боевого применения) был создан Ка-52.
Сам Борис Воробьев как настоящий военный погиб на своём посту:
17 июня 1998 года при выполнении планового испытательного полёта на вертолёте Ка-50, в городе Торжке, на высоте около 70 метров у вертолёта произошёл перехлёст несущих винтов соосной системы. Борис Алексеевич Воробьёв погиб. Похоронен в Торжке на Иоанно-Богословском кладбище - Википедия
Поддержите автора лайком и комментарием, это ваш персональный ценный вклад в создание будущих публикаций. И не забудьте подписаться, новые материалы выходят каждый день!
Все статьи канала "История и культура Евразии за январь-июнь 2021 года"