Найти тему
Hyundai XTeer

По науке: что говорят эксперты про импортозамещение моторных масел в России

Оглавление

Есть в мире такая наука – химмотология. Если очень кратко, то она о взаимосвязи смазочных материалов и особенностей двигателей, а также условий эксплуатации техники, на которую эти двигатели установлены. Опираясь на положения данной науки, можно сделать кое-какие выводы о том, из каких этапов должен состоять процесс создания не просто неплохого, а действительно надёжного моторного масла. Один из этих выводов состоит в том, что просто смешать правильные ингредиенты в правильной пропорции – недостаточно. Что же ещё необходимо, чтобы сделать по-настоящему качественный продукт? Мнение экспертов на этот счёт ищите в статье!

Связь всего со всем

Для начала скажем чуть подробнее о предмете химмотологии как о технической прикладной науке о рациональном применении топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей в технике. Она изучает, с одной стороны, физико-химические, эксплуатационные свойства и состав смазочных материалов, а с другой — те физико-химические процессы, которые протекают в них с учётом конструкционных особенностей и режимов эксплуатации двигателей. Кроме того, химмотология устанавливает зависимости между составом, качеством смазочного материала и показателями надёжность работы двигателя.

Таким образом, можно говорить о некоей химмотологической системе ДВС, все звенья которой находятся в тесной взаимозависимости: изменение одного из них неизбежно приводит к необходимости соответственной адаптации остальных.

Вот так схематически выглядит взаимосвязь элементов химмотологической системы ДВС.
Вот так схематически выглядит взаимосвязь элементов химмотологической системы ДВС.

И вновь о насущном

Тема взаимосвязей и взаимозависимостей внутри химмотологической системы много обсуждалась в рамках прошедшей этой осенью в Москве Международной конференции «Рынок смазочных материалов России — 2022». Одним из спикеров мероприятия был Франц Новотны-Фаркаш — австрийский специалист в области химмотологии с мировой известностью. Так вот, это его слова мы почти дословно привели в самом начале статьи: просто следуя рецепту, получить готовое к применению моторное масло нельзя, даже если все ингредиенты для этого есть! Прежде чем попасть в серийное производство, продукт должен быть много раз испытан. И еще не факт, что испытания докажут надежность продукта – пусть и с самым многообещающим составом.

В этом, собственно, и заключается ответ на насущный вопрос: чего недостаёт многим российским производителям моторных масел сейчас, в новых рыночных условиях? В чем наша проблема, если, по факту, в стране целый ряд заводов давно и исправно производит качественные базовые масла, а производство присадок и загустителей активно налаживается, как минимум, пятью предприятиями: ГК «Квалитет», Новокуйбышевским заводом масел и присадок, ООО «Пластнефтехим», ООО «Макс-НН», а также ОАО ЕЗСК?

Выдержка из презентации коммерческого директора ООО «Титан-СМ» Евгения Горянского – одного из спикеров конференции «Рынок смазочных материалов России — 2022».
Выдержка из презентации коммерческого директора ООО «Титан-СМ» Евгения Горянского – одного из спикеров конференции «Рынок смазочных материалов России — 2022».

Если брать во внимание эти данные, может показаться, что российским предприятиям уже удалось адаптироваться под новые рыночные условия, и в скором времени стоит ожидать насыщения отечественного рынка новыми товарами от национальных компаний, которые будут созданы исключительно из национального же сырья. В теории, последние будут ничем не хуже западных аналогов, ведь у наших производителей давно имеются и рецептуры, и технологии для производства таковых. Вероятно, отечественные продукты будут даже лучше для российских потребителей, поскольку разрабатываются с учётом особенностей как национального автопарка, так и наших национальных особенностей эксплуатации.

А вот здесь как раз и кроется подвох. Кто и как сейчас испытывает вновь создаваемые продукты? Делают ли это сами отечественные производители присадок – по примеру корпораций уровня Lubrizol, которые годами испытывают свои пакеты, дабы снять эту необходимость с производителей готовых масел? Очевидно, такие испытания на наших российских предприятиях если и предполагаются, то лишь в перспективе, ибо сами предприятия — совсем новые. Может понадобиться не один год, прежде чем они смогут вывести в свет продукты не просто высокого, а испытанного качества.

Или, может быть, сами НПЗ вкладывают миллионы рублей в стендовые испытания каждой линейки готовой продукции, чтобы как можно точнее оценить и скорректировать её качественные характеристики с точки зрения связи со всеми элементами той самой химмотологической системы, о которой мы сказали чуть ранее?.. Можем предположить, что таких испытаний, по крайней мере, до 2022 года никто не проводил, потому как для надежного тестирования вновь созданных автомобильных масел требуются сотни моточасов стендовых испытаний в различных режимах эксплуатации, не говоря уже о необходимости в это вкладываться финансово. Спрашивается, зачем это было делать российским предприятиям, если они покупали готовые пакеты присадок, которые уже были и испытаны, и сертифицированы?

Без многократных и длительных испытаний в режиме реальной эксплуатации любые заявления о качестве смазочного материала – лишь теория. Фото: Telegra.ph
Без многократных и длительных испытаний в режиме реальной эксплуатации любые заявления о качестве смазочного материала – лишь теория. Фото: Telegra.ph

Это не значит, что масла, которые уже производятся или в ближайшее время будут произведены на импортозамещённом сырье, по определению хуже знаменитых аналогов. Но это также и значит, что пока никто не даёт 100% гарантии, что в экстремальных условиях эксплуатации эти масла покажут себя так же, как об этом заявляют производители – при всём стремлении и искреннем желании последних внести посильный вклад в укрепление внутреннего рынка и угодить отечественному потребителю.

Есть мнение…

Что же в сложившейся ситуации делать российским автолюбителям, в особенности тем, кто в вопросах технического обслуживания своих машин не сходится во мнениях с патриотически настроенной частью потребителей и хочет, как и прежде, использовать импортные масла испытанного качества? Ответ лежит на поверхности: приобретать те импортые продукты, правообладатели которых российский рынок не покинули и которые гарантированно производятся с использованием пакетов присадок от мировых производителей.

Так, экспертами Международной конференции «Рынок смазочных материалов России — 2022» неоднократно была озвучена мысль о том, что в ближайшие месяцы, а возможно, и годы, полноценной заменой исчезнувшим с рынка продуктам, производители которых предпочли уйти из РФ по политическим соображениям, будут масла из Южной Кореи. Названия этих масел наши читатели, пожалуй, хорошо знают, а если и забыли, то достаточно посмотреть название нашего канала, чтобы вспомнить, по крайней мере, одно из них!

Фото от подписчика бизнес-страницы Hyundai XTeer Russia в социальной сети Drive2
Фото от подписчика бизнес-страницы Hyundai XTeer Russia в социальной сети Drive2

В целом же, вывод такой, что импортозамещение – вещь, безусловно, необходимая, и своё производство присадок нашей стране пора было налаживать ещё вчера. Но конечному потребителю не всегда есть дело до глобальных процессов – его больше беспокоит своя машина и конкретно её техническая исправность. И продукты для её обслуживания он будет выбирать по той науке, которая ему ближе и которой он больше доверяет.