Найти в Дзене
AIRBORNE

Ан-2 принадлежит Airbus?

Оглавление

Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.

Ан-2 или «кукурузник» - это, наверное, единственный самолет, о котором каждый слышал с детства. Легендарный советский самолет с богатой историей и всемирным признанием оказался под крылом авиакорпорации «Airbus». Как так произошло? Попробуем разобраться.

Немного об Ан-2

Ан-2 - легкий многоцелевой поршневой самолет, разработанный ОКБ имени Антонова в конце 40-х. Выпускается уже более 70 лет.

Самолет Ан-2
Самолет Ан-2

Этот самолет не самый большой в своем классе, не самым тяжелый, не самый высотный или самый быстрый, его конструкция выполнена из простых материалов, а силовая установка - простой поршневой двигатель АШ-62ИР мощностью 1000 л.с. Тем не менее, его полюбили все авиаторы без исключения. И, пожалуй, есть за что.

Самолет Антонова прекрасно и легко пилотируется, имеет хорошие летно-технические характеристики, применяется для решения огромного количества задач и сам по себе является просто неимоверно атмосферным самолетом.

Ан-2 при выполнении штопора
Ан-2 при выполнении штопора

Производство самолета

Первые серийные машины начали изготавливаться к концу лета 1949 года на Киевском авиазаводе, но имели достаточно много производственных дефектов. Но уже к концу 1950 года самолеты начали производить в более-менее приличных количествах - по несколько десятков единиц.

Линия сборки на Киевском авиазаводе
Линия сборки на Киевском авиазаводе

А уже с 1953 по 1963 года завод выпустил 3164 единицы.

Производство не стали ограничивать в рамках одного завода и одной страны, и в 1956 году конструкторская документация и специалисты отправились в Китай на завод NAMC в горде Наньчан, где было развернуто производство Ан-2 под названием «Фонг Шу-2», которое продолжалось до 1968 года. Всего за это время в Наньчане было выпущено 727 самолетов Ан-2. Однако в 1970 году по ряду причин производство было перенесено уже на завод SAMC в городе Шицзячжуан, а имя самолета сменилось на «Y-5», под которым он выпускается в Китае небольшими партиями до сих пор.

Китайский Y-5
Китайский Y-5

С 1959 года самолет так же начал выпускаться в Польше на заводе WSK PZL-Mielec. В период с 1959 по 2002 годы на нем было собрано 11915 самолетов. Это колоссальные цифры для Ан-2.

Ан-2, выпущенный в Польше
Ан-2, выпущенный в Польше

В 1966 году производство наконец-то открылось и на Долгопрудненском машиностроительном заводе в Московской области. С 1966 по 1971 он выпустил 506 модернизированных Ан-2.

В данный момент Ан-2 производится лишь в Китае. В России же сильно модернизированную версию Ан-2 начали производить не так давно в СибНИА имени Чаплыгина. Она получила название ТВС-2МС и оснащалась американским турбовинтовым двигателем фирмы Honeywell мощностью 1100 л.с. По сути, это совершенно другой самолет, схожий с Ан-2 лишь формами. Однако с приходом санкций производство и ТВС-2МС стало невозможным.

ТВС-2МС
ТВС-2МС

Передача прав

С начала 2000-х о самолете практически ничего известно не было, но в 2014 году появилось заявление департамента авиапрома Минпромторга, в котором было сказано, что конструкторская документация и интеллектуальные права на Ан-2 принадлежат Airbus Military - подразделению Airbus.

"Мы провели свое расследование, если можно так сказать, и выяснили, что в советское время документация на Ан-2 была продана в Польшу, а сейчас, как ни странно, принадлежит Airbus Military", - заявили в департаменте.

А в связи с отсутствием прав и соответствующих документов разработка нового регионального самолете на базе Ан-2 не представляется возможным.

Таким образом, права на Ан-2 теперь принадлежат подразделению Airbus, а кто ответственен за это - неизвестно до сих пор. Что думаете по этому поводу? Делитесь своим мнением в комментариях.

———————————————————————

До новых встреч и хорошего полёта!