Благодаря Научно-исследовательскому автомобильному и авиамоторному институту НАМИ, в Советском Союзе появилось много принципиально новых по конструкции и принципам работы автомобилей.
Многое из этого было изготовлено в единственном экземпляре, и в серию не шли.
Казалось бы, зачем вкладывать силы и средства в то, что не станет потом работать на страну.
Но принцип работы этого института отличался от работы лабораторий автомобильных заводов. Если НАМИ выпускал макет какого-то автомобиля, и даже отправлял его на испытания, у конструкторов могла быть своя собственная цель – создать узлы и агрегаты, которые могли бы быть использованы в других новинках.
Таким был и самосвал НАМИ-072С. Его и не предполагали выпускать серийно. На этом опытном образце просто отрабатывали новые разработки для последующих серий грузовиков.
С 64-го по 65 годы прошлого века перед НАМИ стояла задача обеспечить специальными грузовиками сельское хозяйство СССР.
Разработка состояла из трех автомобилей – бортовой грузовик НАМИ-072, самосвал НАМИ-072С и НАМИ-072Т, который являлся седельным тягачом.
Чтобы выполнить заказ сельско-хозяйственников быстрее, с новыми элементами конструкций заморачиваться не стали. Детали и агрегаты брались от тех машин, которые уже использовались.
От ГАЗ-66 были взяты двигатель ЗМЗ-41, имевший 8 цилиндров и мощность 140 лошадиных сил, Урал-375 подарил образцу колеса, а ЗИЛ-130 – грузовую платформу, устройство для буксировки и коробку передач.
Внешне грузовик напоминал ГАЗ-66, но конструктивно это был принципиально новый автомобиль.
Через пару лет был изготовлен еще один образец – НАМИ-072С. В нем уже убрали грузовую платформу, и поставили вместо нее кузов самосвального типа, который мог разгружать перевозимую продукцию на три стороны.
В 1967 году НАМИ-072С уже готов был проходить испытания. В ходе первых грузовик работал в паре с комбайном СК-4, и вывозил рожь.
Также его опробовали для работы с прицепом. Замечания по работе грузовика были, но они являлись легкоустранимыми.
В декабре того же года макет был использован для испытательных работ на полях во время снежных заносов.
Он работал в одном из совхозов, и показал себя прекрасно в условиях снежной целины.
НАМИ-072С даже выиграл Всесоюзный конкурс для сельскохозяйственных машин, и его разрешено было пускать в серию. Но поскольку такое будущее для него не предполагалось, на конвейере он так и не появился.