Особенной в искусстве эмали является миниатюра. Создание этой техники живописи стало возможным благодаря развитию химии в середине XVII века: в распоряжении ювелиров появились окислы металлов, при нанесении которых на белую эмалевую основу и последующем обжиге можно было достичь передачи тончайших цветовых оттенков.
Металл — а это могло быть и золото — служил только подложкой. Ювелиры полностью покрывали его эмалью, а само изображение выполняли художники-миниатюристы.
Обжиг эмалевых миниатюр проводили с большой осторожностью: краски должны соединиться с грунтом, не погрузившись в него. После обжига краски выглядят тусклыми, как тонкий цветной слой на белом грунте. Бесцветная эмаль (фондон), нанесенная на изображение, придает им блеск и защищает живописную поверхность от механических повреждений.
Данную технику разработал французский ювелир Жан Тутэн в 1632 году. Довольно быстро она получила популярность во всей Европе, став самостоятельным родом живописи, полностью отделившимся от ювелирного искусства. В России к ней обратились в XVIII веке.
В нашем собрании есть множество драгоценных предметов, в которых использована миниатюра на эмали. В данной статье представлены некоторые из них.
.
© Музеи Московского Кремля