Найти в Дзене
Музеи Московского Кремля

Эмалевая миниатюра

Особенной в искусстве эмали является миниатюра. Создание этой техники живописи стало возможным благодаря развитию химии в середине XVII века: в распоряжении ювелиров появились окислы металлов, при нанесении которых на белую эмалевую основу и последующем обжиге можно было достичь передачи тончайших цветовых оттенков.

Табакерка. Швейцария, вторая половина XVIII в., миниатюра — Россия, Санкт-Петербург, 1727 г. Мастер Андрей Овсов. Размеры - 2,2 х 9,2 х 5,2 см.
Табакерка. Швейцария, вторая половина XVIII в., миниатюра — Россия, Санкт-Петербург, 1727 г. Мастер Андрей Овсов. Размеры - 2,2 х 9,2 х 5,2 см.

Металл — а это могло быть и золото — служил только подложкой. Ювелиры полностью покрывали его эмалью, а само изображение выполняли художники-миниатюристы.

Дробница с оклада на Евангелие. Санкт-Петербург, 1794. Мастер: Унгер Герман Готлиб.
Дробница с оклада на Евангелие. Санкт-Петербург, 1794. Мастер: Унгер Герман Готлиб.

Обжиг эмалевых миниатюр проводили с большой осторожностью: краски должны соединиться с грунтом, не погрузившись в него. После обжига краски выглядят тусклыми, как тонкий цветной слой на белом грунте. Бесцветная эмаль (фондон), нанесенная на изображение, придает им блеск и защищает живописную поверхность от механических повреждений.

Данную технику разработал французский ювелир Жан Тутэн в 1632 году. Довольно быстро она получила популярность во всей Европе, став самостоятельным родом живописи, полностью отделившимся от ювелирного искусства. В России к ней обратились в XVIII веке.

Панагия. Россия, Санкт-Петербург, середина XVIII в. Мастер: Григорий Мусикийский. Размеры - 21 х 9,5 см.
Панагия. Россия, Санкт-Петербург, середина XVIII в. Мастер: Григорий Мусикийский. Размеры - 21 х 9,5 см.

В нашем собрании есть множество драгоценных предметов, в которых использована миниатюра на эмали. В данной статье представлены некоторые из них.

Дробница «Тайная вечеря» с оклада на Евангелие. Рукопись — Москва, 1759. Переплет, оклад — Москва, 1795. Мастер: Алексей Ратков.
Дробница «Тайная вечеря» с оклада на Евангелие. Рукопись — Москва, 1759. Переплет, оклад — Москва, 1795. Мастер: Алексей Ратков.

.

© Музеи Московского Кремля