Красивый и одинокий: история бархатного сапожка из Оружейной палаты
Музеи Московского Кремля
51,4 тыс
подписчиков
№5020536347 | Рассказываем историю Московского Кремля, его сокровищ и обитателей от XII века и до наших дней. Новости музея, выставки, специальные проекты и мероприятия.…
Зарегистрированная страница
#Вэтотдень, 23 (12 по старому стилю) декабря 1777 года, родился сын императора Павла I, будущий император Александр I. Его с детства готовили к правлению Россией. Воспитанием будущего государя занималась бабушка, императрица Екатерина II. Она мечтала вырастить из любимого внука героя, достойного греческих и римских времен, воспитывала в Александре неприхотливость в быту и трудолюбие, стремилась закалить его тело и дух. Александр I вошел в историю как император, победивший Наполеона Бонапарта. Благодаря решающей роли в войне с французами, положение и влияние России и Европе укрепилось. В правление Александра Павловича расширились территории государства: в Российскую империю вошли Финляндия, Бессарабия, Грузия и часть Польши. Помимо этого, при императоре был издан указ о «вольных хлебопашцах», по которому помещики могли за выкуп отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами, прекратились массовые раздачи казенных крестьян и был введен запрет на продажу крепостных на ярмарках. . Александр I. Миниатюрный портрет на пасхальном яйце «Трехсотлетие дома Романовых», 1913 г. В. Зуев. . © Музеи Московского Кремля #музеикремля
«Люблю — хрусталь бесценный и старинный, Обычаи невозвратимых дней...» Материал, который, как полагал древнеримский философ Плиний Старший, являлся льдом, превращенным в камень. Сегодня полюбуемся на подборку предметов из нашего собрания, сделанных из хрусталя, горного хрусталя или имеющих хрустальные элементы. . Графин. Россия, Москва, хрусталь — конец XIX в., оправа —1890-1899 гг. Фирма К. Фаберже. Серебро, хрусталь. Золочение, литье, чеканка, гранение. Диаметр основания: 10,1 см; высота: 24,0 см. . Кружка из горного хрусталя. Голландия, Эмден, 1596 г. Мастер: из семьи Вихернс. Хрусталь горный, серебро. Чеканка, золочение, пунцирование, литье, гравировка. Высота: 22 см. . Ладья. «Арктика». Россия, Гусь-Хрустальный, 1908—1917 гг. Фирма Хлебникова, оправа, заводы Ю.С. Нечаева, хрусталь. Серебро, хрусталь. Литье, чеканка, гравировка, гранение. Высота: 30,0 см; длина: 39,0 см; ширина: 18,0 см. . Подсвечник. Германия, Гамбург, 1619—1628 гг. Мастер: Флор Робин II. Серебро, хрусталь. Гравировка, резьба, золочение, шлифовка. Высота: 32,5 см; диаметр: 12,5 см (основание). . Крест. «Корсунский». Хрусталь — Западная Европа, XV в.; серебряные обкладки — Россия, конец XVI—начало XVII в. Дерево, серебро, бархат, н/д металл, хрусталь горный. Резьба, гравировка, золочение. Размеры: 70,0 х 59,0 см; высота с древком: 252,0 см. . Цветок «Анютины глазки». Россия, Санкт-Петербург, 1904 г. Фирма К. Фаберже. Мастер: Вигстрем Генрих. Золото цветное, алмазы огранки «роза», бирюза, хрусталь горный, кость. Резьба, эмаль, акварель, литье, чеканка, гравировка, гильошировка, воронение, золочение. Высота: 14,5 см (цветка); высота: 6,5 см (стакана). . Заяц. Россия, Санкт-Петербург, конец XIX — начало XX вв. Фирма К. Фаберже. Хрусталь горный. Резьба по камню. Длина: 9,2 см. . Булава. Россия, Москва, 1680—е гг. Оружейная палата (?). Хрусталь горный, кость, дерево, стекло. Резьба. Длина общая: 43,5 см. . Цветок «Одуванчик». Россия, Санкт-Петербург, 1914—1917 гг. Фирма К. Фаберже. Золото, серебро, алмазы огранки «роза», нефрит, пух натуральный цветочный, хрусталь, дерево, картон, шелк, бархат. Литье, чеканка, монтировка, шлифовка. Высота: 21,5 см; длина: 8,0 см (цветка по листьям); диаметр основания: 5,5 см; высота: 7,0 см (стакана). . © Музеи Московского Кремля #музеикремля
В 1674 году царь Алексей Михайлович принял у себя посольство шведского короля Карла XI. Дары этого посольства отличались особым богатством и разнообразием: они включали рукомойные гарнитуры, подсвечники и блюда, в том числе два прекрасных блюда мастеров из Аугсбурга — один, авторства Абрахама II Варнбергера, с изображением пасторальной сцены из сельской жизни, и второй, созданный Давидом Бессманом, пересказывающий сцену из древнегреческой мифологии о Кефале и Прокриде. Руководил Посольским приказом в те годы и проводил переговоры с иностранцами Артамон Сергеевич Матвеев — одним из образованнейших людей своего времени, сподвижник и приближенный царя Алексея Михайловича. На выставке «Посольских дел оберегатель. К 400-летию со дня рождения Артамона Сергеевича Матвеева» в Государственном историческом музее вы сможете увидеть шедевры аугсбурских мастеров и другие посольские дары, а также множество других предметов, связанных с жизнью выдающегося государственного деятеля. Выставка проходит до 19 января 2026 года. . Блюдо. Германия, Аугсбург, 1664 г. Мастер: Абрахам IIВарнбергер. Серебро. Чеканка, пунцирование, золочение. Размеры: 44,0 х 38,5 см. . Блюдо «Кефал и Прокрида». Германия, Аугсбург, 1637-1639 гг. Мастер: Давид Бессман. Серебро. Чеканка, золочение. Размеры: 52,0 х 46,0 см. . Фото: Государственный исторический музей, Музеи Московского Кремля
#Вэтотдень, 11 декабря, отмечают День Андреевского флага — кормового флага Российского императорского флота и Военно-морского флота Российской Федерации. В нашем собрании хранится печать с яйцеобразной ручкой из ярко-красного пурпурина и накладным изображением развевающегося Андреевского флага. Она была предназначена для использования царской семьей во время пребывания на яхте «Штандарт», о чем свидетельствует гравированное название царской яхты «Штандартъ» под императорской короной. Эта яхта, любимая императором, увековечена в пасхальном яйце фирмы К. Фаберже, подаренном Николаем II супруге Александре Федоровне в 1909 году. . Печать. Россия, Санкт-Петербург, начало ХХ в. Фирма К. Фаберже. Серебро, пурпурин. Резьба, эмаль, литье. Диаметр: 24 мм; высота: 50 мм. . Яйцо пасхальное с моделью яхты «Штандарт». Россия, Санкт-Петербург, 1909 г. Фирма К. Фаберже. Мастер: Вигстрем Генрих. Золото, бриллианты, алмазы огранки «роза», жемчуг, хрусталь горный, ляпис-лазурь, серебро. Резьба, эмаль, чеканка, гравировка. Высота: 15,30 см; размер основания: 10,0 х 8,4 см. . © Музеи Московского Кремля #музеикремля
Перед вами несколько драгоценных предметов из нашего собрания: кубок, ковш, решма и «Императорское установление для орденов кавалерских». Что их объединяет? Чтобы это понять, не нужно быть специалистом — достаточно приглядеться: на каждом есть известное всем изображение двуглавого орла. Символ власти российских государей можно найти как на регалиях и ценнейших сокровищах царской казны, так и на документах, монетах, денежных знаках и других предметах вплоть до неприхотливых крестьянских вышивок. Приглашаем посмотреть на эти и десятки других артефактов на выставке в Парадном вестибюле Оружейной палаты «Двуглавый орел — герб России XV-XXI вв.» и познакомиться с более чем пятисотлетней историей этого геральдического символа в нашей стране! Выставка проходит до 1 апреля 2026 года. Билет входит в стоимость посещения Оружейной палаты. . Кубок с крышкой. Россия, Москва, 1749 г. (?) Мастер: Иван Григорьев (Красильников ?). Серебро. Чеканка, литье, золочение, просечная чеканка. Высота: 34,8 см (с крышкой); диаметр: 11,5 см. . Ковш. Санкт-Петербург, 1755 г. Серебро. Резьба, чеканка, литье, канфарение, золочение. Высота: 20 см; длина: 35 см; ширина: 18,1 см. Пожалован купцу М.Е. Познякову императрицей Елизаветой Петровной в 1755 г. . Решма (конское украшение). Россия, Москва, XVII в. Мастерские Конюшенного приказа Московского Кремля. Серебро, н/д металл. Резьба, чеканка, золочение. Ширина: 11,5 см; длина: 17,0 см; длина: 56,0 см (цепь). . «Императорское установление для орденов кавалерских». Россия, Санкт-Петербург, 1797 г. Серебро, пергамент, шелк, глазет, бархат, канитель, бумага. Живопись, литье, шитье, чеканка. Высота: 55,8 см; ширина: 39,0 см; толщина: 3,7 см. . © Музеи Московского Кремля
Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№27 в самом разгаре! Ждем вас на нашем стенде F-16, где вы сможете ознакомиться с каталогами выставок, монографиями, книгами для семейного чтения, путеводителями, альбомами, а также канцелярской продукцией и сувенирами Музеев Московского Кремля — многие из них с приятными предпраздничными скидками! 😊 И, конечно, не забудьте посмотреть на наши книги, попавшие в топ-лист ярмарки — каталог к выставке «Последний триумф Петра Великого. Впереди Вечность» и книга «Путешествие по Оружейной палате. "Здесь не счесть сокровищ царских"». До встречи в Гостином дворе! 🙌 . © Музеи Московского Кремля #музеикремля
«Папарок лебедин под шафранным взваром»: как пировали на царской свадьбе
Братина.Россия, Москва, 1654-1676 гг.
Мастерские Московского Кремля.
Серебро, камни драгоценные.
Резьба, чеканка, золочение, скань, эмаль, чернь.
Высота: 9,7 см; диаметр отверстия: 13,5 см.
Принадлежала царю Алексею Михайловичу. Один пир для царской свадьбы — «маловато будет!»: вечером второго дня празднования происходил второй пир, и в, отличие от первого, на нем молодые уже сидели за столом и пили вместе со всеми. И какой это был пир! Вот список блюд, которые были поданы царю Алексею Михайловичу...
В 2025 году исполнилось 40 лет со дня установления дипломатических отношений между Россией и Султанатом Оман, и сегодня в Национальном музее Султаната Оман открылась выставка Музеев Московского Кремля «Россия и Восток. Международные связи и культурные влияния»! Выставка является продолжением плодотворного сотрудничества двух музеев и ответом на успешный проект «Серебряные Сокровища Омана», прошедший в прошлом году в Кремле. В церемонии открытия приняли участие Ее Высочество принцесса Омана, доктор Муна Бент Фахад Бен Махмуд Аль-Саид, чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Султанате Оман Олег Владимирович Левин и генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Юрьевна Гагарина. Более 82 произведений из собрания Музеев Московского Кремля, некоторые из которых никогда не покидали кремлевских стен, были отобраны для выставки: драгоценные произведения серебряного, ювелирного и камнерезного искусства Востока, ценнейшие оружие, доспехи и конное убранство, богослужебные облачения, иконы и предметы религиозного культа с ориентальными мотивами. Выставка проходит до 3 апреля 2026 года в Маскате, столице Султаната Оман. Генеральный спонсор выставки — ПАО «Банк ВТБ». Фото: Национальный музей Султаната Оман.
Завтра, 4 декабря, мы представим свои книги на Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№27 ! Рады сообщить, что в топ-лист ярмарки вошли каталог к выставке «Последний триумф Петра Великого. Впереди Вечность» и книга «Путешествие по Оружейной палате. "Здесь не счесть сокровищ царских"», переизданная в этом году. На нашем стенде F-16 вы сможете ознакомиться с каталогами выставок, монографиями и книгами для семейного чтения, а также путеводителями, альбомами, канцелярской продукцией и сувенирами Музеев Московского Кремля. Ждем вас с 4 по 7 декабря в Гостином дворе! . © Музеи Московского Кремля #музеикремля
Перед вами один из четырех детских чайно-кофейных сервизов, сделанных по заказу императрицы Екатерины II для подарков внукам — великим княжнам Александре, Екатерине, Марии и великому князю Николаю Павловичу. Это сервиз принадлежал последнему. В состав каждого из них первоначально входило девять предметов: поднос, чайник и молочник, кофейник и молочник, сахарница, полоскательная чашка, щипцы для сахара и ситечко. На предметах из сервиза, подаренного великому князю, имеются гравированные медальоны с его вензелем NP. Сейчас этот сервиз вместе со знаками иностранных орденов, пожалованных Николаю I, и доспехом Печального рыцаря, задействованного в церемонии погребения императора, можно увидеть на выставке «Николай I. Идеальный самодержец» в Государственном историческом музее — приходите! . Детский чайно-кофейный сервиз. Санкт-Петербург, 1796. Серебро, дерево. Литье, чеканка, гравировка, золочение. . © Музеи Московского Кремля #музеикремля
Золотая цепь — одна из древнейших государственных регалий. Эта цепь из чистого золота, долгое время считавшаяся даром Владимиру Мономаху, на самом деле была подарена царевичу Алексею Михайловичу голландскими купцами и стала впоследствии частью Большого наряда государя. Цепь состоит из семидесяти пяти золотых сканых ажурных звеньев, продетых одно в другое. Вместе с другими регалиями она хранится в Оружейной палате и практически никогда не покидает Московский Кремль — но прямо сейчас у жителей и гостей Челябинска есть возможность увидеть ее и другие сокровища на выставке «Царь и Патриарх» в Государственном историческом музее Южного Урала. Выставка проходит до 11 января 2026 года. . Цепь. Швеция или Голландия, первая треть XVII (?) в. Золото. Литье, скань, зернь. Длина: 170 см. Длина звена: 3,8 см. . © Музеи Московского Кремля #музеикремля
Дарохранительница, фелонь, митра, кружка... Что объединяет эти предметы из нашего собрания? Все они имеют непосредственное отношение к Соловецкому монастырю: серебряная золоченая дарохранительница происходит из Спасо-Преображенского собора, оплечье фелони — вклад келаря Троице-Сергиева монастыря старца Алексея Булатникова, митра происходит из ризницы Соловецкого монастыря, а кружка с вырезанными из слоновой кости портретами российских императоров — вклад мастера Осипа Дудина. Сейчас эти и многие другие шедевры декоративно-прикладного искусства, ткачества и иконописи, связанные с одним из древнейших монастырей Русского Севера, можно на выставке «Святая обитель: к 600—летию Соловецкого монастыря» в Музейной галерее Храма Христа Спасителя. Вход на выставку свободный, с 10:00 до 17:00 без выходных. Спонсор выставки: ОАО «РЖД». . © Музеи Московского Кремля #музеикремля