Найти тему
Закреплено автором
Музеи Московского Кремля
Красивый и одинокий: история бархатного сапожка из Оружейной палаты
31,2 тыс · 2 года назад
#музеикремля_застолье Парадная трапеза являлась неотъемлемой частью коронации русских императоров. Церемониал коронационного обеда был образцом застольного ритуала, в котором соединялись старинные традиции царских пиров и новые нормы европейского этикета. Ряд символических действ, включенных в сценарий застолья, подчеркивал особую государственную значимость происходящего. Вокруг центрального столпа высился многоступенчатый поставец с расставленными на полках золотыми и серебряными сосудами причудливых форм. Традиция размещать в парадном поставце драгоценные предметы из царской сокровищницы существовала с допетровского времени вплоть до последней коронации 1896 года. На парадном обеде в честь коронации императрицы Анны Иоанновны в апреле 1730 года впервые было совершено действо, ставшее впоследствии традицией. Гости сели за столы лишь после того, как государыня «изволила спросить пить». Ей поднесли золотой кубок, наполненный вином, что явилось знаком для начала пиршества. Вероятно, этот обычай был заимствован из Англии эпохи королевы Елизаветы I. В России он стал неотъемлемой частью коронационного обеденного ритуала. С 1730 года вошли в обычай праздничные балы, маскарады и застолья в последующие дни после коронации. Их устраивали в кремлевских дворцах и других резиденциях, на них приглашали иностранных послов, московское дворянство, офицеров и генералов гвардии и флота. Нередким было и музыкальное сопровождение - так, коронационный обед в честь коронации императрицы Елизаветы Петровный проходил под пение хора итальянских певцов, которые дали «преизрядный концерт», а аккомпанементом тостов служили пушечные залпы - они гремели после каждой здравницы. . Кувшин. Польша, Гданьск, 1631-1639. Мастер: Паульзен Христиан. Серебро. Чеканка, золочение, литье, пунцирование. Общая высота: 62 см .  Музеи Московского Кремля #музеикремля
8 часов назад
На пороге апрель, весенний месяц, в котором родились сразу две российские императрицы - две Екатерины! Поэтому совершенно уместным будет именно в этот месяц пригласить вас на экскурсию «Блестящий век российских императриц», посвященную «эпохе женского правления» - XVIII веку, насыщенному бурными историческими драмами и изысканными удовольствиями и развлечениями. Ждем вас 5 и 20 апреля в Оружейной палате! Билеты на 5 апреля можно приобрести здесь. А билеты на 20 апреля будут доступны 3 апреля на сайте. . Портрет императрицы Екатерины I. Россия, около 1815 г. Холст, масло. Высота 160,0 см; ширина: 116,0 см. . Портрет императрицы Екатерины II. Россия, около 1815 г. Холст. Масло. Высота: 159,0 см; ширина: 115,0 см. . © Музеи Московского Кремля #музеикремля
1 день назад
В нашем собрании есть немало красивых портсигаров XIX - начала XX века. Мы не могли не поделиться подборкой некоторых из них! . © Музеи Московского Кремля #музеикремля
1 день назад
#Вэтотдень, 25 марта 1479 года родился Василий III Иванович, сын Ивана III Васильевича и Софьи Палеолог. Он пришел к власти в результате победы в борьбе с группировкой другого претендента — Дмитрия Ивановича, сына Ивана III от первого брака с Марией Борисовной. Василий III окончательно завершил процесс объединения русских земель. При нем к Москве были присоединены последние «полусамостоятельные» русские земли: в 1510 году — Псков, в 1513 — Волоцкий удел, в 1518 — Калужское княжество, в 1520-1522 — Рязанское, Угличское и Новгород-Северское княжества. В результате войны с Польско-Литовским государством в 1514 году был возвращен Смоленск. В годы правления этого государя в Московском Кремле была возведена колокольня «Иван Великий» , достроен новый Архангельский собор, в котором Василий Иванович и похоронен. . Портрет князя Василия III Ивановича. Россия, XVIII в. Неизвестный художник. Автор текста: Феофан Прокопович. Холст. Масло. Размер. Высота: 145,0 см; ширина: 78,0 см. . Колокольня «Иван Великий». . Архангельский собор. . © Музеи Московского Кремля #музеикремля
100 читали · 2 дня назад
Друзья, в этом году наша страна отмечает 80-летие победы в Великой Отечественной войне. В ознаменование этого праздника ровно через месяц, 24 апреля, в Музеях Московского Кремля откроется выставка «1941–1945. Москва. Кремль. Спасенные сокровища». Проект посвящен незримому подвигу музейных сотрудников времен Великой Отечественной войны, благодаря которому были сохранены бесценные исторические и художественные сокровища. Экспозиция расположится в Парадном вестибюле Оружейной палаты неслучайно: большинство экспонатов, которые посетители видят сегодня в залах музея, были эвакуированы на Урал летом 1941 года на три года и семь месяцев и возвратились в Московский Кремль в феврале 1945 года. Вы увидите плакаты военных лет, личные вещи коменданта Московского Кремля Н.К. Спиридонова и директора Оружейной палаты Н.Н. Захарова, впервые представленные широкой публике, а также легендарный орден «Победа», которому посвящен особый раздел экспозиции вместе с другими знаковыми орденами. Генеральный спонсор выставки - ПАО «Промсвязьбанк». . Орден Отечественной войны I степени СССР, 1942-1945. Монетный двор. Автор эскиза: А.И. Кузнецов Серебро, золото. Эмаль, штамповка, оксидировка, монтировка. Диаметр: 45 мм . Орден Нахимова I степени. СССР, 1944-1945 гг. Монетный двор. Автор эскиза: М.А. Шепилевский. Золото, серебро, камни синтетические, металл недрагоценный. Эмаль, штамп, оксидировка, монтировка. Диаметр: 56 мм. . © Музеи Московского Кремля #музеикремля
3 дня назад
#музеикремля_мода «Поистине нельзя было тогда видеть ее в первый раз и не поразиться ее красотой и величественной осанкой… Ее платье было из серебряного глазета с золотым галуном; на голове у нее было черное перо, воткнутое сбоку и стоявшее прямо, а прическа из своих волос со множеством брильянтов», — это описание внешности и костюма императрицы Елизаветы Петровны принадлежит юной немецкой принцессе Софии-Фредерике-Августе, будущей императрице Екатерине II, которая прибыла в Россию в 1744 году. Государыня предстала перед немецкой гостьей в придворном наряде из самой дорогой материи — гладкой серебряной парчи, или глазета. С 1730-х годов из нее шили церемониальные одеяния кавалеров российских орденов, а в дамском гардеробе эту ткань использовали только для туалетов представительниц императорской фамилии. Все коронационные платья российских императриц, начиная с коронации Елизаветы Петровны в апреле 1742 года, шили из глазета. Исключительная по красоте и роскоши тяжелая ткань создавала иллюзию костюма, выполненного из драгоценного металла. Этот поистине царский наряд подчеркивал величие монарха и важное политическое значение церемонии. По установившейся при Петре I традиции императорские коронационные наряды передавали на хранение в Оружейную палату. В наши дни собрание коронационных одежд российских императоров хранится в Музеях Московского Кремля. . Платье коронационное императрицы Елизаветы Петровны (корсаж, юбка, шлейф) Россия, 1742 год. Парча, шелк, позумент золотный (с битью). Шитье. Длина юбки: 110,0 см; ширина подола юбки: 480,0 см; длина шлейфа: 240,0 см. . © Музеи Московского Кремля #музеикремля
6 дней назад
#музеикремля_застолье Понятие «гастроном» в XIX имело совершенно иное значение, нежели его современная трактовка. «Гастроном — человек, отличающий все тонкости вкуса в кушаньях и весьма много заботящийся о том, чтобы хорошо поесть», — сообщал Карманный словарь иностранных слов, изданный 1845 году. Веками существовало мнение, что жить роскошно — значит, прежде всего, иметь у себя изысканный стол. «Хорошая еда, вкусное вино, что еще нужно для свободного, но благопристойного веселья?» — отмечал маркиз Дж.Н. Керзон. Залогом успеха гастрономического застолья был искусный повар. Им гордились и дорожили, он обеспечивал хорошую репутацию хозяина. В России было немало иностранных кухмистеров, в основном французов, которых продолжали считать главными виртуозами кулинарного искусства. Однако в XIX веке отечественные мастера начали составлять достойную конкуренцию иноземцам. Русских поваров из числа крепостных отправляли для обучения кулинарной науке в Английский клуб, в дома столичных гурманов. Дворянин Д.Н. Свербеев вспоминал, что его повар, мальчик из крепостных, год обучался «искусству в академической петербургской кухне богача Комбурлея». Некоторые аристократы даже посылали своих «вателей» во Францию, где они учились на кухнях первых министров и королей и возвращались настоящими специалистами — поварами, метрдотелями, кондитерами, в России их называли «кулинарными артистами». Ученики «лабораторий» Парижа привозили на родину изысканные рецепты и новейшие принципы сервировки. Если в дом брали нового кухмистера, давали «пробный обед», который становился экзаменом для новичка. На такие застолья звали друзей-гастрономов для оценки его способностей. Но не всем гурманам нравилось «пробовать повара»: граф М.Ю. Виельгорский, попав однажды на такой эксперимент, разгневался и попросил хозяина впредь звать его только на «непробованные обеды». . Компотьер и конфетница из Лондонского сервиза Николая I. Англия, Лондон, 1847-1848. Фирма «Хант и Роскелл», Мастер: Хант Джон С. . © Музеи Московского Кремля #музеикремля
1 неделю назад
Друзья, осталась всего неделя до окончания выставки «Храм Минервы: К 270-летию Московского Университета»! Успейте увидеть собрание предметов из ведущих российских музеев, архивов и библиотек, а также материалы из Московского государственного университета, долгие годы не покидавшие его стен! На выставке представлены такие бесценные исторические свидетельства, как оригинальный чертеж архитектора Матвея Казакова, автограф императрицы Екатерины II, труды И.И. Шувалова и М.В. Ломоносова, а также Утвердительная грамота Императорского Московского университета, дарованная Александром I. Каждый посетивший выставку может взять наш специально подготовленный вестник с интересными фактами об истории университета, оформленный в виде газеты. Ждем вас в вестибюле Оружейной палаты до 26 марта! Билеты входят в стоимость посещения Оружейной палаты. . © Музеи Московского Кремля #музеикремля
1 неделю назад
#Вэтотдень, 19 марта (9 по старому стилю) 1629 года родился царь Алексей Михайлович -  второй из династии Романовых. Он был сыном царя Михаила Федоровича Романова и Евдокии Лукьяновны Стрешневой. При Алексее Михайловиче был составлен новый свод законов - знаменитое «Соборное уложение» (1649), действовавшее почти два столетия. Для укрепления международного престижа государства в религиозной сфере по поручению царя патриарх Никон провел церковную реформу (1653-1666), приведшую к расколу церкви и отлучению от нее старообрядцев. При государе продолжилась реорганизация армии по западному образцу, началось строительство на Оке военных кораблей. Царь активно поощрял нововведения в культуре, благодаря чему московский двор начал осваивать достижения зарубежной литературы, искусства и науки. Похоронен Алексей Михайлович  в Архангельском соборе Московского Кремля. . Портрет царя Алексея Михайловича. Россия,вторая половина XVIII в. Автор: Неизвестен. Холст, дерево. Масло. Высота: 92,0 см; ширина: 74,0 см. . © Музеи Московского Кремля #музеикремля
1 неделю назад
Дипломатический протокол, как современный, так и древний, всегда включал в себя определенные церемонии и ритуалы.  В старину некоторые традиции могли быть восприняты представителями иностранных делегаций совершенно по-разному. Так, мнимый ритуал «омовения рук», якобы исполняемый московским государем во время посольских приемов, фигурирует во многих исторических источниках, начиная с  XIV века. В книге Сигизмунда Герберштейна указано: «…справа от него [государя] на скамье лежала шапка-колпак, а слева — палка [с крестом], (т. е.) посох, и таз с двумя рукомойниками, поверх которых было положено полотенце. Говорят, что, подавая руку послу римской веры, государь считает, что подает ее человеку оскверненному и нечистому, а потому, отпустив его, тотчас моет руки». Несмотря на то, что об этой «традиции» автор узнал с чужих слов, он все же включил это в раздел своей книги. Это привело к тому, что в 1582 году папский легат Антонио Поссевино подал Ивану IV письмо, в котором среди прочего настаивал на отмене «унизительного обычая». Но был ли на самом деле «унизительный обычай?» Бояре отрицали его существование - и это естественно, ведь московские дипломаты с легкостью отрицали любые политические невыгодные факты, будь они религиозного или другого толка. В XVII веке упоминания о рукомойных приборах и обычае «омовения рук» встречаются в целом ряде сочинений иностранных дипломатов. Рукомойные гарнитуры встречаются на иллюстрациях, изображающих посольские приемы. Однако найти какую-то закономерность в выносе рукомойного гарнитура сложно - выносили не каждый раз и без какой-либо привязки к рангу дипломатов или очередности аудиенции. Если говорить о правлении Михаила Федоровича Романова, то при нем подобные гарнитуры выносили преимущественно для встреч с представителями восточных государей, что не вяжется с западноевропейскими авторам, возмущавшимися «позорным обычаем» омовения рук русским царем после поцелуя его руки послами именно европейских христианских государей. С годами, особенно в последние годы правления царя Алексея Михайловича, рукомой стали выносить только при приеме дипломатов высшего уровня, и то не всех - с 1660-х годов «серебреник» упоминался крайне редко и лишь при аудиенции некоторых послов. При подобных аудиенциях государь был с максимальной пышностью и при регалиях, что позволяет уверенно предположить - рукомой также присутствовал для придания максимальной торжественности и парадности. Это обстоятельство плохо вяжется с трактовкой «унизительного обычая» западноевропейских авторов. Узнать подробнее о традиции выноса рукомоя, источнике широкого заблуждения об обычае омовения и его возможном реальном назначении вы можете в статье заведующего сектором оружия и конского убранства Музеев Московского Кремля Сергея Орленко. Рукомойный кувшин. Бельгия, Антверпен. 1544-1545. Золото, раковина, серебро, бриллианты, рубины, изумруды, жемчуг, стекло. Чеканка, литье, гравировка, пунцирование. Общая высота: 36 см. Подарено королем Польши Яном II Казимиром царю Алексею Михайловичу в 1651 г. . Блюдо-лохань. Германия, Нюрнберг. Середина XVI в. Мастер: Ханс Брабант. Серебро, стекло, перламутр, камни драгоценные, золото. Чеканка, травление, эмаль, гравировка. Диаметр: 48,0 см. Подарено королем Польши Яном II Казимиром царю Алексею Михайловичу в 1651 г. . © Музеи Московского Кремля #музеикремля
110 читали · 1 неделю назад
В собрании Музеев Московского Кремля среди шведских кирас выделяется одна, парадная. Доспех заметно отличается от обычных строевых кирас шведской армии. Она обладает существенно меньшим весом и толщиной защитных пластин. Ее поверхность не выкрашена черной краской, как у боевого доспеха, а отполирована до блеска. На нагруднике кирасы закреплен ажурный накладной вензель из медного сплава, состоящий из зеркальных пар литер «E» и «U» под королевской короной, с щитодержателями в виде пары восставших львов. Вензель принадлежит шведской королеве Ульрике Элеоноре, сестре Карла XII, взошедшей на трон после гибели своего брата в 1718 году и отрекшейся от престола в 1720 году. Подобные парадные кирасы с конца XVII в. носили старшие офицеры – полковники и подполковники шведской армии. . Кираса (нагрудник и наспинник). Швеция, 1718–1720. Железо, медный сплав. Ковка, литье, штамповка. Дл. нагрудника 43 см; дл. наспинника 43,7 см. . © Музеи Московского Кремля #музеикремля 
1 неделю назад
#музеикремля_мода Все российские императоры любили носить мундир, видя в нем и политический смысл, и символ мужской красоты. В правление императора Николая Павловича главенство мундира как одежды, необходимой мужчине для выхода в свет, достигло своего апогея. Облик Николая I, по общему мнению, напоминал героев на античных камеях, а фигура имела идеальные пропорции. Для того чтобы добиться абсолютного совершенства, а с годами и по причине возраста, государь носил корсет, что делали и другие офицеры. Его стройность стала нарицательной. В высшем свете о военных с тонкой талией говорили: «Талия перетянута по-николаевски». Лица во фраках составляли меньшинство на придворных церемониях и балах, в дворянском собрании и светских гостиных. Государь рассматривал мундир как своеобразный отличительный знак дворянства, символ единения элиты российского общества. Как-то раз он сделал помету на письме к нему графа А.Х. Бенкендорфа, вспомнив бал, на котором А.С. Пушкин был во фраке: «Кстати об этом бале. Вы могли бы сказать Пушкину, что неприлично ему одному быть во фраке, когда мы все в мундирах, и что он мог бы завести себе, по крайней мере, дворянский мундир…» . Картина "Портрет императора Николая I". Россия, середина XIX века. Холст. Масло. Высота: 100 см; ширина: 70 см. . © Музеи Московского Кремля #музеикремля
1 неделю назад