Посмотрим, как лингвистическими средствами можно побудить человека к действию.
I. Прямое побуждение к действию
Использовать побудительные предложения – это самое простое, что можно придумать. В русском языке много разных видов побудительных предложений.
1. Побуждение, выраженное глаголом
Так как за действия отвечает в лингвистике чаще всего глагол, то и побуждение может быть выражено прежде всего глаголом. У глагола для этого даже есть специальная форма – повелительная: Пиши! Прочитай! Сядь!
Но можно призвать к чему-то, используя и другие глагольные формы. Например,
- инфинитив – «Встать!»
- сослагательное наклонение – «Встали бы вы, голубчик»
- прошедшее время – «А ну встал быстро!»
- будущее время – «Пойдем гулять!».
Могут и другие формы глагола обозначать побуждение к действию.
2. Побуждение, выраженное другими частями речи
Встречается реже, но бывает.
- Наречие – «Вперед!»
- Словосочетание (существительное с предлогом) – «За милых дам!»
- Междометие – «Кыш отсюда!»
Ну и по ситуации могут другие части речи использоваться.
II. Непрямое побуждение к действию
Средства для такого побуждения к действию уже давно изучены за рубежом в рекламном деле и вообще в сфере манипулирования общественным сознанием (впрочем, там и от прямых призывов из предыдущего пункта тоже не отказываются).
1. Побуждение с учетом характеристик потребителя
Рекламщики тщательно изучают целевую аудиторию – потребителей своего товара: кто эти люди, чем они живут, что их волнует, что они любят, к чему стремятся – и только потом придумывают лозунги (лозунг и есть призыв) с учетом особенностей своего потребителя.
- Возьмем призыв из фильма: «Кто возьмет билетов пачку, тот получит водокачку!»
Он направлен на всех и ни на кого конкретно, это просто шуточная рифма, которая заставляет людей улыбаться и подходить к продавцу лотерейных билетов. Но в реальности такая реклама смотрелась бы глупо.
Сделаем призыв более целенаправленным.
- Если ориентировать ее на крутых бизнесменов, можно сказать так:
«Водокачка – самый престижный объект недвижимости в городе! Чтобы стать ее обладателем, необходимо приобрести пачку лотерейных билетов. Количество билетов ограничено!»
- Если аудитория – молодежь:
«Водокачка – лучшее место для тусы! Пачка лотерейных билетов, и водокачка ваша!»
Ну и так далее.
2. Побуждение с учетом характеристик товара
Акцент делается, естественно, на преимуществах товаров (но важных для потребителя).
«Водокачка – самое высокое здание в городе!» (ну и дальше что-нибудь про билеты).
Или так:
«Спортивная лотерея! Тысяча призов! Самый большой выигрыш – водокачка!»
Понятно, что все эти высказывания подразумевают один призыв: "Купи!".
Есть и другие непрямые призывы.
О двух похожих словах (или это одно слово?)
Что такое бренд и зачем он нужен?