Найти в Дзене
Трудный русский

Как словами побудить человека к действию?

Оглавление

Посмотрим, как лингвистическими средствами можно побудить человека к действию.

I. Прямое побуждение к действию

Использовать побудительные предложения – это самое простое, что можно придумать. В русском языке много разных видов побудительных предложений.

1. Побуждение, выраженное глаголом

Так как за действия отвечает в лингвистике чаще всего глагол, то и побуждение может быть выражено прежде всего глаголом. У глагола для этого даже есть специальная форма – повелительная: Пиши! Прочитай! Сядь!

Но можно призвать к чему-то, используя и другие глагольные формы. Например,

  • инфинитив – «Встать!»
  • сослагательное наклонение – «Встали бы вы, голубчик»
  • прошедшее время – «А ну встал быстро!»
  • будущее время – «Пойдем гулять!».

Могут и другие формы глагола обозначать побуждение к действию.

2. Побуждение, выраженное другими частями речи

Встречается реже, но бывает.

  • Наречие – «Вперед!»
  • Словосочетание (существительное с предлогом) – «За милых дам!»
  • Междометие – «Кыш отсюда!»

Ну и по ситуации могут другие части речи использоваться.

II. Непрямое побуждение к действию

Средства для такого побуждения к действию уже давно изучены за рубежом в рекламном деле и вообще в сфере манипулирования общественным сознанием (впрочем, там и от прямых призывов из предыдущего пункта тоже не отказываются).

1. Побуждение с учетом характеристик потребителя

Рекламщики тщательно изучают целевую аудиторию – потребителей своего товара: кто эти люди, чем они живут, что их волнует, что они любят, к чему стремятся – и только потом придумывают лозунги (лозунг и есть призыв) с учетом особенностей своего потребителя.

  • Возьмем призыв из фильма: «Кто возьмет билетов пачку, тот получит водокачку!»

Он направлен на всех и ни на кого конкретно, это просто шуточная рифма, которая заставляет людей улыбаться и подходить к продавцу лотерейных билетов. Но в реальности такая реклама смотрелась бы глупо.

Сделаем призыв более целенаправленным.

  • Если ориентировать ее на крутых бизнесменов, можно сказать так:

«Водокачка – самый престижный объект недвижимости в городе! Чтобы стать ее обладателем, необходимо приобрести пачку лотерейных билетов. Количество билетов ограничено!»

  • Если аудитория – молодежь:

«Водокачка – лучшее место для тусы! Пачка лотерейных билетов, и водокачка ваша!»

Ну и так далее.

2. Побуждение с учетом характеристик товара

Акцент делается, естественно, на преимуществах товаров (но важных для потребителя).

«Водокачка – самое высокое здание в городе!» (ну и дальше что-нибудь про билеты).

Или так:

«Спортивная лотерея! Тысяча призов! Самый большой выигрыш – водокачка!»

Понятно, что все эти высказывания подразумевают один призыв: "Купи!".

Есть и другие непрямые призывы.

Другие статьи канала

О двух похожих словах (или это одно слово?)

Что такое бренд и зачем он нужен?