Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Выученная беспомощность: как распознать?

Что я могу сделать? Этого нельзя изменить! Опять ничего не получается! У всех как у людей, а у меня ... как всегда! - эти фразы сигнализируют нам об опасном состоянии "выученной беспомощности".

Выученная беспомощность (термин ввел М.Селигман) означает то, что человек не предпринимает никаких усилий для преодоления ситуации, хотя имеет на это возможности.

В качестве примеров жизненных ситуаций с данным состоянием

женщина остается в отношениях с абьюзером, говоря, что она ничего не может изменить

работник отказывается от повышения, думает, что точно не справится с новыми обязанностями

ученик не делает домашние задания, считая что это ни на что не влияет

Индикаторы выученной беспомощности проявляются на уровне

мыслей

"Это всё бесполезно"

"У меня всё равно ничего не получится"

"Зачем всё это?"

"Ну, как всегда!"

эти мысли объединяет уверенность в своей неспособности что-либо изменить в своей жизни, заниженная самооценка, убеждение, что ничего изменить нельзя.

мотивации

- отсутствие желание менять то, что человека не устраивает

эмоции: страх, эмоциональная напряженность

действий - человек ничего или мало что предпринимает для изменения ситуации и для достижения результата

Чем опасна выученная беспомощность?

  • человек заведомо себя ограничивает в развитии
  • человек остается в условиях жизни, которые его не устраивают, обеспечивая себе низкое качество жизни
  • в случае неприложения усилий очевидно человек получает посредственный или низкий результат, что дает ему подтверждение своей "правоты": "Я же говорил, то ничего не получится"
  • эмоциональные нарушения, в виде депрессий и тревожных состояний

Как формируется выученная беспомощность?

1. переживание негативного жизненного опыта, часто травматичного. Важным моментом является не само наличие негативного опыта, а убеждение, что данные события не контролируемы человеком. Так сказать признание своей беспомощности.

Как следствие,

2. формируется пессимистический жизненный стиль: человек переносит (часто не осознавая этого) этот стиль на другие жизненные ситуации.

3. гиперопекающий стиль воспитания, при котором ребенок не научается прилагать собственные усилия для достижения результатов и преодоления трудностей.

Можно ли избавиться от выученной беспомощности?

Главное препятствие в данном случае - отрицание или субъективное искажение себя в данной ситуации. Человек верит в свою правоту, что он действительно ничего сделать не может и находит этому подтверждения.

ШАГ 1 признание у себя индикаторов выученной беспомощности

ШАГ 2 направление работы с иррациональными установками в отношении себя, ситуации

ШАГ 3 формирование иного поведенческого репертуара, демонстрирующего самой личности эффективность стратегии достижения и преодоления.

Запись на консультацию по тел. 8913 970 30 62 (Telegram)

Автор: Купченко Виктория Евгеньевна
Психолог, Онлайн-консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru