Найти в Дзене
AIRBORNE

Как летает гидроавиация?

Оглавление

Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.

Гидросамолеты и самолеты-амфибии - очень редкие птицы, которых в России, к сожалению, крайне мало. Это отдельная уникальная ветвь авиации, которая на глаза публике практически не попадается и редко освещается в СМИ и интернете. Однако гидроавиация полна интересных особенностей, заслуживающих того, чтобы о них рассказали.

Гидросамолет и самолет-амфибия. В чем разница?

Простой, казалось бы, вопрос, но далеко не все знают на него ответ, хотя он скрывается прямо в названии - гидросамолет способен выполнять взлет и посадку только с акваторий, а самолет-амфибия, в свою очередь, оснащен подъемным шасси наземного типа, что дает ему возможность производить взлет и посадку как на воду, так и на грунтовые и асфальтированные взлетно-посадочные полосы.

Самолет-амфибия (сверху) и гидросамолет (снизу)
Самолет-амфибия (сверху) и гидросамолет (снизу)

В условиях нашей страны это делает самолеты-амфибии просто незаменимыми при выполнении авиационных работ и просто авиапрогулок и авиапутешествий, поэтому они представляют бóльшую часть гидроавиации, и дальнейшее повествование будет идти с уклоном на них.

Особенности конструкции

Типовой самолет-амфибия, как правило, состоит из двух частей: нижней лодочной и верхней самолетной.

Самолет-амфибия «Борей», серийно производится в Самарской области, НПО «АэроВолга»
Самолет-амфибия «Борей», серийно производится в Самарской области, НПО «АэроВолга»

Конструкция лодочной части, по большому счету, мало чем отличается от конструкции обычной лодки. Но ее назначение у самолета-амфибии заключается не только в том, чтобы поддерживать самолет на воде в состоянии плавания (аналогично корпусу судна), но и создавать гидродинамическую силу, как бы выталкивающую самолет из воды и облегчающую отрыв при взлете. Поэтому у гидросамолетов и самолетов-амфибий, в отличие от морских судов, непостоянное водоизмещение: оно уменьшается по мере роста скорости самолета.

Установка для определения плавучести, остойчивости и водоизмещения
Установка для определения плавучести, остойчивости и водоизмещения

Также некоторые самолеты-амфибии имеют водные рули для облегчения руления на воде.

Самолетная часть чаще всего представляет собой верхнеплан (то есть крыло расположено вверху фюзеляжа).

Расположение крыла на самолете
Расположение крыла на самолете

Двигатель (или двигатели) так же расположен вверху и может быть установлен как по «тянущей» схеме, так и по «толкающей».

Отличие гидросамолетов и самолетов-амфибий от обычных самолетов, которое сразу бросается в глаза, - на законцовках крыла установлены специальные поплавки, которы предотвращают сильное заваливание самолета на крыло, а также делают взлет самолета более безопасным.

Варианты поплавков
Варианты поплавков

Особенности пилотирования

При выполнении взлета и посадки на воду на самолетах-амфибиях возникают определенные особенности. Так, во время взлета при трогании с места момент от тяги винта и сопротивления воды вызывает резкий клевок, поэтому тягу лучше увеличивать достаточно плавно. Еще одной существенной особенностью является то, что в начале движения самолет немного «завален на крыло», поэтому разбег самолета может проходить не по прямой линии, как на суше, а по дуге. И это необходимо учитывать, чтобы не столкнуться с корягами и другими препятствиями, а также не выскочить на обмелевший участок акватории.

Начало разбега
Начало разбега

Посадка на воду, в свою очередь, тоже имеет ряд особенностей. Прежде всего, нужно правильно подобрать площадку для посадки: для этого надо искать места с рябью на поверхности воды, так как водная гладь, как зеркало, - отражает все, и глазу тяжело зацепиться за что-то, чтобы определить высоту над водой.

Место с рябью на поверхности воды
Место с рябью на поверхности воды

Дело в том, что определение высоты таким «глазомерным» способом очень важно при выполнении любой посадки. Каждый пилот должен знать, в какой момент начать выравнивать самолет. И если самолет не оборудован радиовысотомером (прибор, который определяет истинную высоту, то есть над пролетаемой поверхностью), то глаза пилота - единственный инструмент, помогающий определить расстояние до поверхности земли/воды.

При посадке на воду самолет подводится к поверхности воды на высоте около 1 метра и выравнивается параллельно ей. Во время выравнивания происходит потеря скорости, поэтому перед началом выравнивания необходимо иметь запас по скорости. После чего начинается плавное уменьшение тяги до малого газа и столь же плавное снижение самолета до момента касания с целью избежания удара об воду.

Посадка на воду
Посадка на воду

При этом крайне важно не допускать скольжения самолета перед касанием (когда он летит немного боком), так как это может привести к резкому развороту самолета и опрокидыванию на бок.

Так же очень важно учитывать высоту волны в месте, где планируется выполнение посадки. Так как посадка на гребень волны приведет к отскоку с потерей скорости и последующему «парашютированию» с ударом об воду.

Посадка на большие волны
Посадка на большие волны

А если при этом самолет сначала ударится хвостом, то ему будет сообщен вращательный момент, и нос самолета ударится о воду со значительной скоростью.

Оснащение

Так как большая часть эксплуатации таких самолетов проходит на воде, то на борту необходимо иметь спасательные жилеты, ракетницу или фонарь, а самое главное - весла, ведь если двигатели заглохнут, то хотя бы будет возможность догрести до берега.

В целом же, гидроавиация безопаснее сухопутной, так как процент площадок, пригодных для посадки, существенно выше.

Если у Вас был опыт полетов в гидроавиации, поделитесь им, пожалуйста, в комментариях, спасибо!

——————————————————————

До новых встреч и хорошего полета!