Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.
Гидросамолеты и самолеты-амфибии - очень редкие птицы, которых в России, к сожалению, крайне мало. Это отдельная уникальная ветвь авиации, которая на глаза публике практически не попадается и редко освещается в СМИ и интернете. Однако гидроавиация полна интересных особенностей, заслуживающих того, чтобы о них рассказали.
Гидросамолет и самолет-амфибия. В чем разница?
Простой, казалось бы, вопрос, но далеко не все знают на него ответ, хотя он скрывается прямо в названии - гидросамолет способен выполнять взлет и посадку только с акваторий, а самолет-амфибия, в свою очередь, оснащен подъемным шасси наземного типа, что дает ему возможность производить взлет и посадку как на воду, так и на грунтовые и асфальтированные взлетно-посадочные полосы.
В условиях нашей страны это делает самолеты-амфибии просто незаменимыми при выполнении авиационных работ и просто авиапрогулок и авиапутешествий, поэтому они представляют бóльшую часть гидроавиации, и дальнейшее повествование будет идти с уклоном на них.
Особенности конструкции
Типовой самолет-амфибия, как правило, состоит из двух частей: нижней лодочной и верхней самолетной.
Конструкция лодочной части, по большому счету, мало чем отличается от конструкции обычной лодки. Но ее назначение у самолета-амфибии заключается не только в том, чтобы поддерживать самолет на воде в состоянии плавания (аналогично корпусу судна), но и создавать гидродинамическую силу, как бы выталкивающую самолет из воды и облегчающую отрыв при взлете. Поэтому у гидросамолетов и самолетов-амфибий, в отличие от морских судов, непостоянное водоизмещение: оно уменьшается по мере роста скорости самолета.
Также некоторые самолеты-амфибии имеют водные рули для облегчения руления на воде.
Самолетная часть чаще всего представляет собой верхнеплан (то есть крыло расположено вверху фюзеляжа).
Двигатель (или двигатели) так же расположен вверху и может быть установлен как по «тянущей» схеме, так и по «толкающей».
Отличие гидросамолетов и самолетов-амфибий от обычных самолетов, которое сразу бросается в глаза, - на законцовках крыла установлены специальные поплавки, которы предотвращают сильное заваливание самолета на крыло, а также делают взлет самолета более безопасным.
Особенности пилотирования
При выполнении взлета и посадки на воду на самолетах-амфибиях возникают определенные особенности. Так, во время взлета при трогании с места момент от тяги винта и сопротивления воды вызывает резкий клевок, поэтому тягу лучше увеличивать достаточно плавно. Еще одной существенной особенностью является то, что в начале движения самолет немного «завален на крыло», поэтому разбег самолета может проходить не по прямой линии, как на суше, а по дуге. И это необходимо учитывать, чтобы не столкнуться с корягами и другими препятствиями, а также не выскочить на обмелевший участок акватории.
Посадка на воду, в свою очередь, тоже имеет ряд особенностей. Прежде всего, нужно правильно подобрать площадку для посадки: для этого надо искать места с рябью на поверхности воды, так как водная гладь, как зеркало, - отражает все, и глазу тяжело зацепиться за что-то, чтобы определить высоту над водой.
Дело в том, что определение высоты таким «глазомерным» способом очень важно при выполнении любой посадки. Каждый пилот должен знать, в какой момент начать выравнивать самолет. И если самолет не оборудован радиовысотомером (прибор, который определяет истинную высоту, то есть над пролетаемой поверхностью), то глаза пилота - единственный инструмент, помогающий определить расстояние до поверхности земли/воды.
При посадке на воду самолет подводится к поверхности воды на высоте около 1 метра и выравнивается параллельно ей. Во время выравнивания происходит потеря скорости, поэтому перед началом выравнивания необходимо иметь запас по скорости. После чего начинается плавное уменьшение тяги до малого газа и столь же плавное снижение самолета до момента касания с целью избежания удара об воду.
При этом крайне важно не допускать скольжения самолета перед касанием (когда он летит немного боком), так как это может привести к резкому развороту самолета и опрокидыванию на бок.
Так же очень важно учитывать высоту волны в месте, где планируется выполнение посадки. Так как посадка на гребень волны приведет к отскоку с потерей скорости и последующему «парашютированию» с ударом об воду.
А если при этом самолет сначала ударится хвостом, то ему будет сообщен вращательный момент, и нос самолета ударится о воду со значительной скоростью.
Оснащение
Так как большая часть эксплуатации таких самолетов проходит на воде, то на борту необходимо иметь спасательные жилеты, ракетницу или фонарь, а самое главное - весла, ведь если двигатели заглохнут, то хотя бы будет возможность догрести до берега.
В целом же, гидроавиация безопаснее сухопутной, так как процент площадок, пригодных для посадки, существенно выше.
Если у Вас был опыт полетов в гидроавиации, поделитесь им, пожалуйста, в комментариях, спасибо!
——————————————————————
До новых встреч и хорошего полета!