Найти тему

Не ставший «Харлеем»: уникальный Иж Юнкер своими глазами

В статье использованы фотографии автора
В статье использованы фотографии автора

Прежде я знал о существовании этой модели Ижевского мотозавода лишь по старым статьям из прессы начала двухтысячных и картинкам из сети. Но минувшим летом совершенно случайно удалось лично познакомиться с Юнкером – да к тому же сделать фото прекрасного сохранившегося экземпляра. Причем уникальности ему, помимо превосходной сохранности, добавляет еще и антураж службы в ГАИ. Коротко об этом расскажу в конце, а сейчас, собственно, небольшой ликбез на тему того, что же такое Иж Юнкер.

В двухцветном варианте модель выглядит довольно колоритно – но большинство экземпляров, увы, выпущены в мрачном черном цвете. Видимо, покупатели хотели мот «как у терминатора»…
В двухцветном варианте модель выглядит довольно колоритно – но большинство экземпляров, увы, выпущены в мрачном черном цвете. Видимо, покупатели хотели мот «как у терминатора»…

Итак, Ижевск, вторая половина девяностых. Уже дышащий на ладан главный мотозавод мотозавод судорожно ищет ниши, в которые можно зайти для поиска новых покупателей. Вспоминаются попытки создания спортбайков восьмидесятых… Главное для спортивного мотоцикла – как известно, мощный двигатель. Но так как ни времени, ни средств для разработки нового мотора у Иж-мото не было, решено было пуститься в другую крайность – мотоциклы в американском стиле, для неспешного перемещения в пространстве. В девяностые массовая постсоветская публика узнала (и сразу захотела себе такие же!) о так называемых чопперах из голливудских фильмов. Особый запоминающейся, как известно, стала сцена погони Шварцнеггера на Harley-Davidson в боевике "Терминатор-2". Вырос интерес к этому классу двухколесников и в Европе – даже BMW в 1997 году выпустила свой знаменитый R 1200 C…

Дисковый передний тормоз Юнкера – большая редкость для мотоциклов Иж. Но размер колес Юнкер заимствовал от стандартной Планеты 5: 19 дюймов спереди и 18 сзади. Таким образом, о сверхшироком заднем колесе, присущем настоящим американским чопперам, речи здесь не шло
Дисковый передний тормоз Юнкера – большая редкость для мотоциклов Иж. Но размер колес Юнкер заимствовал от стандартной Планеты 5: 19 дюймов спереди и 18 сзади. Таким образом, о сверхшироком заднем колесе, присущем настоящим американским чопперам, речи здесь не шло

В том же 1997-м как раз и был собран первый прототип Юнкера. За основу взяли двухцилиндровый Юпитер (использовать один цилиндр для «чоппера» было уж совсем несолидно). Схема превращения классического универсального мотоцикла в «американца» была очевидной: наклонить переднюю вилку, сдвинуть ножные педали и подножки вперед, а сиденье назад… Однако главной идеей ижевских конструкторов было не только изменить внешность, но и существенно доработать конструкцию. Здесь появилась новая модульная рама, измененные задняя подвеска и тормоз; двигателю обновили топливную и смазочную системы.

Меня во внешности Юнкера забавляет «автомобильный» радиатор. Где он стоял и как выглядел у обычных Ижей – прошу знатоков написать в комментариях
Меня во внешности Юнкера забавляет «автомобильный» радиатор. Где он стоял и как выглядел у обычных Ижей – прошу знатоков написать в комментариях

Конечно, выжать ничего выдающегося из древнего 348-кубового мотора создателям Юнкера не удалось: здесь были все те же смешные по меркам конца девяностых 25 л.с. Новинке не досталась даже пятискоростная КПП, появившаяся на Планетах в середине девяностых. Но как минимум внешне машина выглядела вполне прилично (на ней завод даже опробовал окраску металлик) – и выглядит таковой даже сейчас, четверть века спустя!

Так и хочется повторить любимую фразу "диванных экспертов широкого профиля": вот оно, настоящее железо – придуманное инженерами, а не маркетологами :)
Так и хочется повторить любимую фразу "диванных экспертов широкого профиля": вот оно, настоящее железо – придуманное инженерами, а не маркетологами :)

Конечно, умирающий завод не мог поставить новинку на конвейер мгновенно: предсерийные образцы с устоявшейся конструкцией изготовили лишь под конец 1999-го. А началом серийного выпуска считают 2000 год. Конечно, лавинообразного спроса на Юнкер завод не получил: стоил он немаленькие для того времени 50 тысяч рублей. Обычный Юпитер продавался в два с лишним раза дешевле. В первые пару лет выпускались лишь по 200-300 мотоциклов. То есть, утрированно говоря, всего одна штука за рабочий день!

А что за блестящая пробка стоит поверху рулевой колонки?
А что за блестящая пробка стоит поверху рулевой колонки?

Вскоре ситуация чуть пошла на поправку: постепенно стоимость удалось снизить почти на 30%. С 2001 года поступили первые заказы из ГАИ, которые завод начал исполнять год спустя. Судя по всему, при поддержке правительства родная милиция решила поддержать не менее родной завод. И действительно, такие мотоциклы работали в Москве и некоторых других крупных городах!

Багажные кофры можно было заказать на Юнкер прямо с завода. Но второй человек при их наличии, похоже, сесть уже не сможет
Багажные кофры можно было заказать на Юнкер прямо с завода. Но второй человек при их наличии, похоже, сесть уже не сможет

Что было бы с карьерой Юнкера дальше – одному Богу известно. Но факты говорят о том, что из-за окончательно обвалившегося спроса на базовые Планеты и Юпитеры завод к 2006 году практически встал. Как это принято у нас, предприятие в это время он уже активно распродавалось и растаскивалось. Так что Иж Юнкер закончил свою карьеру досрочно – потому что его просто некому и негде было выпускать. Понятное дело, довольно скоро от эксплуатации маломощных и устаревших мотоциклов отказалась и Госавтоинспекция. А представленный на ваших экранах образец – лишь грустное напоминание о былых временах. Временах, когда советский российский мотопром предпринял фактически последнюю попытку приблизиться к иностранным конкурентам.

В сети есть информация, что Юнкеров выпустили целых шесть тысяч. В принципе, можно поверить. Прямо сейчас в продаже по России висят 22 штуки
В сети есть информация, что Юнкеров выпустили целых шесть тысяч. В принципе, можно поверить. Прямо сейчас в продаже по России висят 22 штуки
Интерес к данному мотоциклу на выставке был особенно велик из-за милицейской раскраски. Поймать моменты, когда на нем никто не сидел, было действительно непросто…
Интерес к данному мотоциклу на выставке был особенно велик из-за милицейской раскраски. Поймать моменты, когда на нем никто не сидел, было действительно непросто…
По сети гуляет мнение, что Иж разрабатывал Юнкер с оглядкой на Yamaha XVS 400 образца 1996 года. Эта модель тоже имела нетипично маленький для чоппера 400-кубовый моторчик, но все равно смотрелась гораздо солиднее ижевской модели…
По сети гуляет мнение, что Иж разрабатывал Юнкер с оглядкой на Yamaha XVS 400 образца 1996 года. Эта модель тоже имела нетипично маленький для чоппера 400-кубовый моторчик, но все равно смотрелась гораздо солиднее ижевской модели…
...хотя если брать чисто стилистические моменты без привязки к технике, то за основу в Ижевске явно брали тот самый Harley Davidson FLSTF "Fat Boy" из "Терминатора-2"!
...хотя если брать чисто стилистические моменты без привязки к технике, то за основу в Ижевске явно брали тот самый Harley Davidson FLSTF "Fat Boy" из "Терминатора-2"!

Моя новая книга по истории Mercedes-Benz уже в продаже:

-12

Авто
268,3 тыс интересуются