На этот раз речь пойдет об авиации.
В этом году в российской авиационной промышленности много новостей. Но один из них вызывает неоднозначную реакцию у людей - выпуск Ту-214.
Как известно, ОАК запланировала производство 70 самолетов Ту-214 до 2030 года, и недавно был подписан контракт с Аэрофлотом, который получит 40 из этого количества. Ранее Ту-214 производился по 1-2 самолета в год для СЛО и Министерства обороны.
И растерянную реакцию на выпуск такого количества самолетов можно условно разделить на две группы:
Зачем производить далеко не новый самолет, если на подходе уже есть современный самолет МС-21?
Зачем производить Ту-214, если есть гораздо более совершенный Ту-204СМ?
Давайте попробуем нанести глазурь на торт и поставить крест на букве "Т".
Параллельное производство с МС-21
МС-21-310 с двигателем ПД-14
Ту-214 является модернизацией самолета Ту-204 советской разработки. По сравнению с МС-21, это самолет более раннего поколения.
Но есть одна важная деталь - МС-21 - это новый самолет, который только что поступил на вооружение и которому потом придется пройти через все проблемы, связанные с эксплуатацией нового оборудования. Учитывая, что новый самолет создается в спешке, поскольку МС-21-300 может быть списан в утиль из-за санкций, а МС-21-310, хотя и рассчитан на российские двигатели ПД-14, придется импортировать многие компоненты, причем гораздо быстрее, чем планировалось изначально, странно ожидать, что все пройдет гладко.
Так что при таком сценарии далеко не факт, что МС-21 будет иметь относительно мало летных часов в первые несколько лет. И сейчас невозможно достоверно предсказать, чем это обернется в реальности. То есть, Ту-214 в какой-то степени является страховочной сеткой.
Но дело не только в системах безопасности. У России сейчас около 530 среднемагистральных самолетов Airbus и Boeing, с которыми сейчас непонятно, что делать, в основном с точки зрения летной годности, хотя за границу на некоторых из них лучше не летать.
Но планы по МС-21 к 2030 году составляют всего 270 самолетов. Таким образом, получается, что к 2030 году новый самолет сможет покрыть лишь половину нынешнего количества самолетов в своем классе. Да, будет произведено еще 140 самолетов Superjet. Но это все равно гораздо меньший самолет, даже если он, несомненно, закроет ряд маршрутов. И здесь 70 Ту-214 только помогут смягчить потенциальный дефицит техники.
Хотя Ту-214 является самолетом средней дальности, он не является полным аналогом МС-21. Если брать самолеты Airbus, то МС-21-310 является аналогом А320, а Ту-214 ближе к А321. В семействе МС-21 в качестве аналога планируется модель МС-21-400. Но маловероятно, что коммерческая эксплуатация начнется раньше 2030 года.
Таким образом, возможна параллельная эксплуатация этих самолетов, и Ту-214, вероятно, будет выполнять рейсы, на которых сейчас работает самолет А321.
Почему не Ту-204СМ?
Как вы знаете, одним из аспектов архаичности Ту-214 является его экипаж из трех человек.
Эта проблема и ряд других были решены в модификации Ту-204СМ, которую можно назвать самой продвинутой модификацией Ту-204. Хотя я встречал и обратные мнения.
Почему же Ту-214 стал одним из символов, если не самым важным, возрождения российской авиационной промышленности?
А дело в том, что Ту-204 больше не существует.
Этот самолет первоначально производился в Ульяновске. Здесь же родились его модификации, одна из которых, под обозначением Ту-204-200, переехала в Казань и стала Ту-214.
Самолет Ту-204 в Ульяновске был ликвидирован около 10 лет назад. Сейчас завод сосредоточен на производстве Ил-76-МД-90А, возрожденной и модернизированной версии Ил-76, который производился в Ташкенте. Плюс участие в совместном производстве других самолетов.
В то время Ту-214 фактически умер и как коммерческий самолет. Однако производство поддерживалось на уровне 1-2 самолета в год для государственных заказчиков.
Таким образом, нет никаких проблем с производством Ту-214, так как для его производства все готово. Вопрос лишь в масштабах и необходимости расширения производства, как в самой Казани, так и в ассоциированных компаниях.
Но Ту-204СМ фактически должен быть возрожден с нуля, либо в Казани, либо в Ульяновске.
Если с фюзеляжем проблем нет, то остальное... Ту-204СМ и Ту-214 имеют практически совершенно разную начинку. А с Ту-204СМ снят с производства уже около 10 лет.
Другими словами, необходимо потратить много денег, усилий и времени на возрождение производства, что невозможно в качестве временного решения. В конце концов, очевидно, что МС-21-400 должен быть поставлен на крыло, на котором будут сосредоточены ресурсы ОАК во второй половине 20-х годов.
Является ли МС-21-400 заменой Ту-214?
Репродукция МС-21-400
С точки зрения производства, МС-21-400, несомненно, должен заменить Ту-214. Но я не думаю, что относительно свежие самолеты будут складированы и отправлены на пенсию. Если МС-21-400 заменит Ту-214 на регулярных рейсах, то "старичок" по-прежнему будет работать на чартерных рейсах и в грузовых операциях.