Добрый день. Как известно, в отличии от советских Военно-воздушных сил, в Люфтваффе гораздо больше внимания уделяли развитию концепции применения тяжелых двухмоторных истребителей. Изначально они рассматривались в разрезе универсальных многоцелевых машин, которые можно было адаптировать под решение всех основных боевых задач. Однако, уже по ходу войны, у немцев возникла острая необходимость в наличии более узкоспециализированного самолета, выполненного по спецификации ночного всепогодного истребителя-перехватчика. Рассматривались различные варианты реализации подобного проекта (как в виде классического одномоторного самолета, так и в виде тяжелого двухмоторного истребителя), к работе над которым были привлечены практически все ведущие самолетостроительные фирмы. При этом, помимо стандартных машин с поршневыми двигателями, в работу пошли и перспективные самолеты с турбореактивными или ракетными типами двигателей. Естественно изначальный приоритет отдавался тем программам, которые так или иначе базировались на отработанных серийных машинах. Преемственность поколений, плюс снижение затрат на производство- все это играло немаловажную роль. Нельзя не отметить и такой факт, как лоббирование определенными чиновниками из Министерства авиации интересов определенных компаний (по одним направлениям) и принижение значимости других. Но получаемые отзывы с фронта показали, что имеющиеся на вооружении тяжелые истребители, не в полной мере соответствуют предъявляемым требованиям. В итоге, решено было пересмотреть другие проекты и выбрать более подходящие изделия.
Одним из таких самолетов и оказался Нeinkel He. 219 "Uhu", который был разработан в начале сороковых годов силами конструкторского коллектива компании Heinkel Flugzeugwerke. Очень интересная и инновационная машина для своего времени, содержащая в себе несколько уникальных технических решений. Однако, принятие на вооружение этого истребителя затянулось, а суммарный объём производства составил не более трех сотен экземпляров. По ходу своего короткого жизненного цикла было подготовлено несколько основных и экспериментальных модификаций, которые отличались между собой составом вооружения, специального оборудования и силовой установкой. Отмечалось, что Нeinkel He. 219 "Uhu" показывал неплохую боевую эффективность. В рамках текущего обзора, мы не будем подробно останавливаться на истории его разработки и конкретном боевом применении. Более конкретно же мы поговорим только о технических особенностях данном машины, на примере варианта He. 219A-5. Конструктивно "филин" представлял собой цельнометаллический двухмоторный моноплан с высокорасположенным крылом, убирающимся шасси и разнесенным двухкилевым оперением.
Фюзеляж отличался вытянутой приплюснутой формой. Его каркас состоял из набора лонжеронов, шпангоутов (33 штуки) и стрингеров. Каплевидная кабина экипажа была смещена ближе к носовой части, что обеспечивало отличный обзор. Там же, в носовой части, предусматривалось место для размещения антенн двух радиолокационных станций (это FuG 212 и FuG 220). Хотя чаще всего ограничивались установкой только одной станции. Кабина экипажа была двухместной. Летчик сидел спереди, а оператор радиолокационных станций- сзади. Одна из основных отличительных особенностей машины заключалась в использовании катапультируемых кресел, которые неоднократно применялись в боевых условиях. Согласно компоновочной схеме, в центральной и задней части фюзеляжа размещались элементы всех основных функциональных систем истребителя (топливной, воздушной, электрической, системы управления двигателем, общей системы управления самолетом и системы вооружения). Силовая установка состояла из двух двигателей (модель несколько отличалась в зависимости от модификации), которые размещались в мотогондолах между консолями и центропланом крыла. К примеру, на большинстве экземплярах устанавливался мотор жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB. 603A.
Небольшое число машин оснастили двигателем Junkers Jumo 213E. В состав топливной системы истребителя входило пять топливных баков, три из которых (передний емкостью 1100 литров, центральный емкостью 500 литров и задний емкостью 990 литров) находились во внутрифюзеляжных отсеках, а еще два были вынесены в заднюю часть мотогондолы (емкостью по 390 литров). Крыло истребителя имело трапециевидную форму состояло из консолей и центроплана. В состав механизации крыла входили элероны с триммерами и щитки-закрылки. Шасси самолета выполнили по трехопорной схеме с носовой стойкой. Основные же стойки убирались в специально отведенные отсеки в мотогондолах. Истребитель был оборудован всем самым современным пилотажно-навигационным, контрольным и специальным оборудованием. В состав радиооборудования входила радиостанция (предположительно FuG 16ZY), радиополукомпас, радиовысотомер (FuG 101) и опознаватель системы "свой-чужой" (FuG 25A Erstling).
Вооружения истребителя также отличалось в зависимости от его модификации. Одной из ключевых особенностей подобного истребителя, являлось применение специальных батарей пушек под наименованием "schräge music" (шраге музик). В состав этой батареи входили две 30-мм пушки МК-108 с боекомплектом в 100 снарядов на ствол. Они устанавливались под углом в 65 градусов к оси самолета, в отсеке расположенном ближе к кормовой части фюзеляжа. Тактика применения подобной установки заключалась в атаке истребителя снизу (в бою против бомбардировщиков). Однако, стрельба из нее требовала существенной подготовки для летчиков, ввиду того что сбитый самолет противника падая мог задеть сам истребитель (такие случае бывали). Также в состав вооружения входили две крыльевые 20-мм пушки MG 151/20 и две пушки MK-103 (или MK-108 или MG 151/20) в специальном обтекателе, установленном под фюзеляжем. Что же касается летно-технических характеристик, то они естественно отличались в зависимости от модификаций. На самых совершенных вариантах удалось получить максимальную скорость в 665 км/ч на высоте 7000 метров. Максимальная дальность полета могла доходить до 2000 км, а практический потолок составлял 12700 метров.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.