Пик технического прогресса Советского Союза пришёлся на промежуток с 60-х до 80-х годов. В это время была развита система школьного и высшего образования, люди увлекались наукой и техникой со школьной скамьи и государство было заинтересовано в их дальнейшем развитии.
Для развития страны требовалась развитая автопромышленность. Требовался общественный транспорт, грузовые и легковые автомобили, автомеханика для сельского хозяйства и так далее.
Советские электромобили
СССР начал разработку экспериментальных моделей электротранспорта ещё до того, как Илон Маск выпустил свою Теслу.
У-131 — электромобиль, разработанный в 1974-м году на базе шасси УАЗ-451. Кузов-фургон изготавливался из дюралюминия, чтобы скомпенсировать вес батареи. Был оснащён электродвигателем на 15 киловатт, питание обеспечивали свинцово-кислотные батареи 6ЭМ-100. Дальность хода на полном заряде — 70 км. Аккумуляторы занимали много места в самом фургоне и при массе 2400 кг, У-131 мог перевозить всего 500 кг полезной нагрузки.
УАЗ-451МИ пришел на смену прежней версии в 1977 году. По внешнему виду ничем не отличается от обычной «Буханки», только работала на электричестве. После всех модификаций и доработок характеристики практически не улучшились и остались на уровне У-131.
ВАЗ-2801 — последние электромобили, разработанные в 1978, произведённый на базе ВАЗ-2102. Аккумуляторы опять заняли много места и сильно увеличили вес автомобиля. Ради них пришлось пожертвовать задним отсеком, дверьми и стёклами. Запас хода увеличился до 130 км, притом что мощность двигателя составляла 12 киловатт. Развивал скорость до 87 км/ч и весил 1615 кг.
Электромобили не прижились в СССР из-за неэффективности технологий того времени. Аккумуляторы занимали большой объём и много весили, притом что держали меньше заряда и требовали дополнительного ухода. Из-за этого грузоподъёмность транспорта ухудшалась, а электромоторы стоили дорого и требовали дополнительных производственных мощностей для их выпуска.
Необычные модели
Поздний СССР уже не так жёстко придерживался коммунистической идеологии, что давало инженерам определённую свободу действия.
Москвич-408 «Турист» — модель автомобиля, вышедшая в двух экземплярах с открытым корпусом, гранд-туризм и съёмным жёстким верхом.
АЗЛК-2144 «Истра» — задумывалась как автомобиль будущего. Обладала рядом нестандартных решений для Советской автопромышленности: широкие, вертикально открывающиеся двери, кузов из дюралюминия и дизельный двигатель. Так же хотели реализовать такие инновационные узлы, как прибор ночного видения и индикация приборов на лобовом стекле. Звучит футуристично, но этим мечтам не суждено было сбыться. Был произведён один макетный образец, содержащийся в музее ретроавтомобилей.
АЗЛК-2139 «Арбат» — переднеприводный семиместный автомобиль, который часто называют Советским минивэном. Построенный на базе АЗЛК-2141. Имел салон-трансформер, поворачивающиеся передние сиденья, а задние сиденья легко складывались в удобный стол. По производству этого автомобиля строились грандиозные планы и о массовом производстве всерьёз писали в прессе, но планы опять провалились и единственный опытный образец был собран в 1991 году.
ГАЗ-2307 «Аскет» и ГАЗ-2308 «Атаман» — могли бы стать неплохими аналогами легендарных американских пикапов. Обладали высокой грузоподъёмностью (1 тонна для «Аскета») и трёхместной кабиной в некоторых модификациях. Принимали участие в различных выставках. Это не столько Советские автомобили, ведь собраны они были в 90-х, но задумка датируется 80-ми годами.
Многие из этих интересных проектов провалились из-за развала СССР, нехватки производственных мощностей, несовершенства технологий производства и банального нежелания переходить на более сложные технологии.
Подписывайтесь на канал Незабытая эпоха. Вместе интересней вспоминать молодость. Ну, и лайки ставить не забываем (◕‿◕) ))