За последнее время логистика и процессы, связанные с таможенным оформлением, претерпели кардинальные изменения. Непривычные термины, которые ранее использовались в узком кругу специалистов, теперь все чаще встречаются в новостных статьях и широко используются при описании схем по доставке грузов.
Сегодня мы расскажем, на какие “новинки” в сфере таможни следует обратить внимание, о чем следует помнить при выборе “санкционных” маршрутов и партнеров при отгрузке товаров из США и стран Евросоюза.
Современные медиа открыли для отечественных предпринимателей такие понятия, как параллельный импорт и косвенный реэкспорт, хотя еще год назад далеко не все таможенные брокеры четко понимали что это и как с этим работать. И даже сейчас участники ВЭД путаются в терминологии, принимая одно за другое.
Итак, косвенный реэкспорт подразумевает под собой процесс купли-продажи, в котором участвуют продавец, конечный покупатель и компания - посредник. В условиях действующих со стороны ЕС ограничений у многих российских импортеров не остается других вариантов, кроме как поставка привычных или не имеющих альтернативы товаров через третьи страны, которые и выступают реэкспортером - неким перевалочным хабом, в котором происходит смена собственника товара.
Параллельный импорт также позволяет отечественным компаниям обойти санкции, но только в части, связанной с уходом из РФ иностранных брендов. В Приказе Минпромторга РФ №1532 от 19.04.2022 собраны коды товаров ТН ВЭД, торговые марки и их комбинации, ввоз которых не требует предоставления таможенным органам разрешения от правообладателя. Отметим, что в перечень включены не только бренды, защищенные реестром ОИС, но и общеизвестные товарные знаки, выпуск которых таможня также имеет право приостанавливать (ст.124 ТК ЕАЭС).
Важно понимать, что режим параллельного импорта делает послабления только в той части методов нетарифного регулирования, которая касается соблюдения авторских прав. Оформление деклараций соответствия, нотификаций, фитосанитарных и ветеринарных сертификатов и других разрешительных документов остается обязательным.
При обсуждении “косвенной” схемы поставок через сторонних агентов предприниматель рано или поздно столкнется с таким понятием, как таможенный склад. Для большинства это синоним СВХ, так как на территории РФ мало кто пользуется услугами таких мест хранения, а за рубежом подобной градации складов просто нет. В текущих условия следует подробнее ознакомиться с отличиями этих двух складских площадок, а также применяемых к размещенным товарам таможенных процедур.
Напомним, временное хранение предполагает возможность совершения минимума операций с грузом, отбор образцов, замена испорченной упаковки и так далее возможны только с разрешения таможни. Режим таможенного склада (ИМ70), сопровождающийся подачей отдельной декларации, позволяет до растаможки дробить поставку на отдельные партии и, главное - менять собственника.
Сейчас косвенный реэкспорт зачастую проводится через страны ЕАЭС, и для правильного оформления документов и выбора схемы поставки важно понимать в каком статусе груз поступает в Россию из, скажем, Армении или Казахстана. Если товар не растаможен, значит он сохраняет статус иностранного, и его потребуется выпускать в свободное обращение уже в РФ, после чего его статус сменится на союзный.
И главное, о чем сейчас не стоит забывать предпринимателям, так это о санкциях, ограничивающих импорт и экспорт, вводимых как иностранными государствами, так и Россией.
Основным документом зарубежных ограничений является Регламент Совета ЕС № 833/2014 от 31.07.2014, который аккумулирует в себе все наиболее значимые для участников ВЭД запреты, введенные в отношении нашей страны за последнее время. Возможны незначительные расхождения с США и Великобританией по списками товаров и услуг, однако основной объем санкций дублируется между всеми странами.
Со стороны РФ основными документами являются Постановления Правительства РФ №311, №312 и №313 от 09.03.2022. Также периодически приостанавливается экспорт критически важных для внутреннего рынка товаров, таких как пшеница, сахар, растительные масла, поэтому важна предварительная проверка каждой новой поставки.
Взаимные санкции в логистической сфере привели к тому, что с 10 октября иностранные перевозчики ограничены в перемещении по территории РФ и могут доставлять грузы только до СВХ, расположенных на территории приграничных субъектов Северо-Западного федерального округа. Напомним, ранее Регламент Совета ЕС №2022/578 от 08.04.2022 полностью запретил въезд на территорию стран Евросоюза отечественных грузовиков, исключение сделали только для транзита в Калининград.
Использование прицепа или полуприцепа, зарегистрированного в “недружественной” стране, с российским тягачом невозможно (ст.275 ТК ЕАЭС). Возможно в будущем к перегрузке Минтрансом будут допущены только некоторые СВХ. Ассоциация международных автомобильных перевозчиков должна в ближайшее время выпустить уточнения касательно необходимости оформления дозволов при таком кратковременном пребывании иностранных фур на территории РФ.
В приказе выделен ряд товаров, которые разрешается доставлять непосредственно до получателя, без смены транспортного средства. Смешанные грузы пока воспринимаются таможней как полностью “санкционные”, поэтому перегрузка все-таки потребуется.
Как мы видим, в последнее время тонкостей в вопросах импорта/экспорта стало в разы больше, поэтому мы советуем доверять доставку груза проверенным специалистам, имеющим большой опыт работы в разных условиях.