В 60-х годах прошлого века инженеры автомобильной техники имели возможность не только заниматься выполнением заказов партии и правительства, но и экспериментировать.
Не из всех их задумок выходил толк, но в стране была оттепель, и если из проекта ничего не выходило, то и наказывать никого было за это не принято.
Поэтому авто фантазии цвели буйным цветом. Особенно этим славился институт НАМИ. Правда, не всегда в том, что проекты становились бесперспективными, виноваты были конструкторы.
Все зависело от руководства страны, и если, например, Хрущеву что-то не нравилось, то и «добро» на это получить было невозможно.
НАМИ-044 был тягачом, и спроектировали его в 1958-м году. Это была двухосная машина, с одной передней подвеской, задняя не предусматривалась.
В наличие у тягача были арочные шины, имевшие прекрасную эластичность в виду того, что в них было высокое давление.
Формула колес – 4х4, высокая проходимость, небольшая кабина, в которой могли расположиться два человека. НАМИ-044 имел массу в 5 тонн, которая с помощью балласта могла быть увеличена до 8-ми.
Двигатель мощностью в 135 лошадиных сил позволял развивать скорость 70 километров в час.
В том же 58-м году на полигоне уже прошли испытания опытного образца, причем для сравнения НАМИ-044 решили сравнить с ДТ-54 – колесным трактором.
Необходимо было выяснить, насколько тягач лучше при производстве сельскохозяйственных работ. К тягачу прицепили такие же орудия, которые до этого тащил трактор, и выяснили, что новая машина действует ничуть не хуже, чем привычная уже на сельских полях.
Однако стало понятно, что тяговые свойства необходимо увеличить, и для этого нужно снизить многослойность шин тягача. После испытаний было принято окончательное решение о создании НАМИ-044.
Создание его поручили Харьковскому Тракторному в 1959 году. Он должен был выпускаться вместо гусеничного трактора ДТ-54. Гусеничные машины в производстве потребляли слишком много метала, а их ходовая часть очень быстро изнашивалась.
После вновь проведенных испытаний выяснилось, что НАМИ-044 не нужен столь мощный двигатель. Новая модификация НАМИ-044Т имел уже дизельный двигатель в 75 лошадиных сил.
В 1962-м ХТЗ начал производство тракторов Т-125, на который и был установлен двигатель от НАМИ-044.