«Я был настоящим монстром, но понятия об этом не имел. Считал, что я классный парень, а то, что иногда злюсь – ну вот характер у меня такой.
Я признавал, что есть «небольшие проблемы» – так я называл свой дичайший гнев, с которым обрушивался на жену и детей. А еще постоянно контролировал жену, требуя, чтобы она делала все, что я ей велю: одевалась, как мне нравится, ходила, куда я потребую, делала то и не делала этого, водила машину, ходила на шопинг – все как я скомандую. Я был абьюзером в течение 30 лет».
Это признание жителя США Остина Джеймса, обычного мужчины средних лет – такой может жить в любом городе, в любой стране мира.
Вдруг жена сказала: хочу развода
Это было шоком. Остин не понимал: что он сделал? Он – идеальный муж. С особенностями характера, но у кого их нет? Не бьет, всем обеспечивает. Да это жена раздула скандал из ничего. Это она, она, все она!
Лишь оказавшись вне собственного дома, с чемоданом вещей и компьютером в крохотном подвальчике, в который его пустил пожить друг, Джеймс осознал, что придется что-то сделать, чтобы спасти брак.
Для начала он признался сам себе: я не идеальный муж, я – семейный абьюзер.
Постепенно Остин осознал простые евангельские истины: о том, что двое становятся одной плотью, о том, что муж должен заботиться о жене, беречь ее, ценить, защищать.
Но Тери супругу не доверяла. Люди не меняются, решила Тери и оформила развод. Мир для Остина рухнул. Но именно эта болевая точка его биографии стала начальной точкой роста.
Процесс исцеления
Прежде всего, Джеймсу пришлось погрузиться в детство. В юном возрасте Остин потерял отца, которого очень любил. Его мать находилась на грани финансового выживания и постоянно нуждалась в помощи и поддержке малолетнего сына. Психологи бы сказали, что фактически она назначила мальчика своим новым мужем. Да еще сердобольная соседка, сама того не заметив, сделала парню важное внушение: «Ты теперь за старшего. Ты теперь глава семьи», – сказала она ребенку, которому не было и 12 лет.
Внешне Остину пришлось рано повзрослеть, а внутри он так и остался ребенком, не научившись мыслить рационально, справляться с эмоциями. Но главное, что его сопровождало – постоянный страх ответственности и одновременно боязнь, что мир уйдет из-под его контроля.
Так что, как только Остин-большой видел хотя бы намек на то, что все идет не по его сценарию, тут же на арену выходил Остин-малыш…
У любого абьюзера, уверен Джеймс, есть детская травма: либо над ним самим издевались, либо он был свидетелем родительских скандалов, либо пережил развод матери и отца или смерть кого-то из близких.
Такая травма не дает личности вовремя повзрослеть, человек застревает в детстве. В его подсознании также остаются знаки того времени, которые работаю как триггеры насилия в настоящем. Это может быть все что угодно – музыка, запахи, какие-то устойчивые ситуации или слова – сталкиваясь с ними, абьюзер возвращается в ситуацию потери контроля и реагирует единственным доступным ему способом – насилием.
Остин говорит, что постепенно научился себя контролировать. «Спустя пять лет после развода я остро реагировал лишь в 5% случаев. Полностью изжить привычку невозможно, и я считаю, что эти 5% служат мне напоминанием о том, каким я был и каким больше быть не хочу».
У меня Божий мир в душе
После развода Остин нашел новую жизнь. Семью с другой женщиной он строить не стал, но излечившись и полностью изменив свое поведение, Джеймс понял, что может помочь таким же, каким был сам.
В 2013 году Остин стал выкладывать в сеть видео со своими беседами. В 2016 году вышла в свет его книга «Эмоциональный абьюз: тихий убийца брака».
«Я не психолог, не врач, не специалист – я просто парень, который сам прошел через это, и хочу помогать людям», – говорит о своей новой работе Остин. Одновременно Остин сопровождает не более шести клиентов – все потому, что он обязан быть с ними на связи 24/7 и оперативно реагировать на любые ситуации, комментировать каждую ссору или срыв, поддерживать...