Найти в Дзене

Случайное отключение двигателя

16 марта 1961 года из Свердловска (ныне Екатеринбург) в Ленинград (ныне Санкт-Петербург) вылетел Ту-104Б Аэрофлота. На борту находился 41 пассажир и 10 членов экипажа. В кабине пилотов, помимо командира воздушного судна, также находился командир-стажер.

Сразу же после взлёта отказал один из двигателей. Самолёт затрясло. Из-за того, что приборная панель сильно вибрировала экипаж не мог определить какой именно двигатель дал сбой. На слух это выяснить тоже не удавалось.

Ту-104 Аэрофлота
Ту-104 Аэрофлота

Тогда командир-стажёр предложил поочерёдно переводить рычаги управления двигателями в режим малого газа, чтобы по изменениям звука установить какой из двигателей исправен. Сначала он решил проделать эту процедуру с левым двигателем. Однако, при переводе рычага он случайно дотянул его до позиции «выключено», тем самым полностью отключив левый двигатель. Этот двигатель оказался единственным рабочим.

Без тяги самолёт начал быстро терять высоту. Времени для перезапуска двигателя не было и экипаж решил осуществить вынужденную посадку на ближайщую доступную площадку - лёд Нижне-Исетского пруда. При снижении самолёт задел ЛЭП, оборвав провода. На высокой скорости с убранными закрылками и шасси он приземлился на лёд и заскользил на фюзеляже. Через 870 метров он вылетел на берег, столкнулся с деревьями и продолжил движение. Правое крыло отделилось от фюзеляжа и угодило в здание дома отдыха. Левое крыло в это же время разрушило деревянный дом. Фюзеляж развалился на три части. Пожара при этом не возникло.

В результате катастрофы в самолёте погибло 5 человек (КВС и КВС-стажёр и 3 пассажира). На земле погибли 2 человека, которые находились в доме отдыха. На борту 31 человек получил ранения.

Последствия
Последствия

Комиссия установила, что причиной отказа правого двигателя на взлёте стал обрыв лопатки № 54 второй ступени турбины. Он произошёл из-за усталостной трещины вследствие недостаточной конструктивной прочности лопаток. Отказ двигателя был назван основной причиной катастрофы, тогда как ошибочное отключение исправного левого двигателя — сопутствующей.

В тоже время представители конструкторского бюро «Туполев» и завода-изготовителя деталей изложили иную версию. Они настаивали, что основной причиной стало отключение рабочего левого двигателя, тогда как разрушение правого было лишь сопутствующей причиной. По их мнению самолёт с одним работающим двигателем мог продолжить полёт и совершить безопасную посадку.

"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/

Авто
5,66 млн интересуются