Найти тему
Московская газета

«АвтоВАЗ» «уезжает» от санкций? Почему акции предприятия отходят новому владельцу

   «АвтоВАЗ» «уезжает» от санкций? Почему акции предприятия отходят новому владельцу
«АвтоВАЗ» «уезжает» от санкций? Почему акции предприятия отходят новому владельцу

«Московская газета» обсудила с экспертами, что стоит за сменой держателя акций «АвтоВАЗа», и что это значит для отечественного автопрома

«Ростех» планирует выйти из акционеров завода «АвтоВАЗ» и передать свой пакет акций — 32,3% — подведомственному Минпромторгу ФГУП НАМИ. Сейчас НАМИ принадлежит 67,7% акций автоконцерна, эти акции были куплены институтом по символической цене у ушедшей с российского рынка французской группы Renault. Теперь НАМИ может стать 100-процентным акционером Волжского автозавода, если приобретёт акции «Ростеха».

В мае издание «Нос» писало о том, что НАМИ является разработчиком отечественного элитного автомобиля для чиновников и правительства Aurus, а также о вопросах качества этого автомобиля и возможных связях НАМИ с «Ростехом».

Видимо, активы возглавляемого Сергеем Чемезовым «Ростеха» не случайно уходят структуре Минпромторга?

«Да, такие вещи просто так не случаются, — сказал «Московской газете» политолог Аббас Галлямов. — Могу предположить, что есть некоторые системные вопросы к результатам работы «Ростеха» во главе с Сергеем Чемезовым. Возглавляемое им предприятие много лет занималось обеспечением армии военной техникой. А вот к министру промышленности и торговли Мантурову, судя по его недавнему повышению, похоже, вопросов нет».

До сих пор Мантуров имел уверенную репутацию «человека Чемезова», добавил Аббас Галлямов.

«Но это не исключает возможности самостоятельной игры. Помимо Чемезова, Мантуров давно партнерствует с руководителем Администрации Президента РФ Антоном Вайно, и этого может оказаться достаточно, чтобы попытаться отправиться в «самостоятельное плаванье», — полагает эксперт.

Перемещение акций «АвтоВАЗа» имеет чисто технологический характер, за этим не стоит видеть какой-то подковёрной борьбы, считает политолог Алексей Макаркин.

«Есть два момента: во-первых, раньше доля акций «АвтоВАЗа» принадлежали французскому Renault, и «Ростех» должен был уравновешивать ситуацию, обеспечивая в ней соблюдение интересов российского государства. С уходом французов в этом пропала необходимость. Во-вторых, «Ростех» находится под западными санкциями. Для того, чтобы продолжать общение с западными поставщиками «АвтоВАЗу» нужен другой держатель акций. К тому же, если Renault вернётся на российский рынок, или если у «АвтоВАЗа» появится новый инвестор, присутствие «Ростеха» будет создавать проблемы. А так — акции предприятия принадлежат... институту. ФГУП НАМИ. То есть — каким-то учёным, разработчикам. Тут у западных поставщиков или инвесторов вопросов не будет», — сказал Алексей Макаркин.

Уход акций «АвтоВАЗа» от «Ростеха» к НАМИ — вполне вероятный и вполне ожидаемый шаг, отметил в беседе с журналистом «Московской газеты» редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков.

«Поскольку «Ростех» находится под санкциями, а «АвтоВАЗу» нужно сохранять возможность внешних отношений с поставщиками, в частности, с той же компанией Renault. Согласно трехсторонней договоренности, Renault должна поставлять «АвтоВАЗу» комплектующие — и не только какие-то конкретные компоненты, но и часть сырья для производства автомобилей, без которой «АвтоВАЗ» пока не может обходиться. Какие-то из компонентов попадают под санкции, какие-то нет. Уйти от санкционного давления просто необходимо», — говорит автоэксперт.

Кроме того, по словам Максима Кадакова, «АвтоВАЗ» ищет новых поставщиков.

«И если искать их в том же Китае, то там много компаний, которые могут попасть под вторичные санкции. А «АвтоВАЗу» необходимо и разбираться с двигателями, и находить поставщика автоматической коробки передач, либо организовывать лицензионную сборку этих коробок в России. Для того, чтобы все эти сделки проходили менее болезненно, напрямую, неплохо бы вывести «АвтоВАЗ» из-под санкционного давления», — отметил собеседник издания.

Но это не значит, что при 100% акций в руках ФГУП НАМИ «АвтоВАЗ» сразу же выйдет на «ясную поляну», добавил автоэксперт.

«Проблемы всё равно пока будут. Как бы конспирологически это ни звучало, есть определённые силы, которые следят за успехами или неуспехами наших крупных предприятий. Препоны всё равно будут возникать», — отметил редактор журнала «За рулём».

При этом, по словам Максима Кадакова, ФГУП НАМИ может быть лишь номинальным держателем акций, которые спустя время можно передать ещё кому-то: «Это чисто номинальная вещь, но играющая большую роль в плане ухода от санкций. Теоретически у нас под санкции может попасть любая организация. ФГУП НАМИ в этом плане ничем не отличается от любых наших крупных государственных структур».

Примерно такого же взгляда придерживается координатор движения «Синие ведёрки» Юлия Каблинова:

«Никаких радикальных изменений не будет: НАМИ уже владеет 67,7% акций «АвтоВАЗ», теперь у них будет 100%. «АвтоВАЗ» таким образом станет проще общаться с поставщиками комплектующих, ведь никто не хочет подпадать под вторичные санкции. Кстати, если и само ФГУП НАМИ когда-то попадет под санкции, акции «АвтоВАЗа» перейдут к кому-то еще, поскольку НАМИ является только номинальным держателем акций. Так что, возможно, придет время, и его также заменит какое-нибудь другое государственное учреждение».

Авто
5,66 млн интересуются