Одной из ключевых тем для многих автомобильных изданий в октябре 2002 года стал торжественный запуск производства долгожданной Chevrolet Niva. Журнал «За рулем» опубликовал интервью с генеральным директором СП GM-АвтоВАЗ Джоном Милонасом, который пообещал старт продаж 24 октября, 456 машин до конца года и базовую цену 8 тысяч долларов (тогда еще можно было не переводить в рубли). На самом деле внедорожник ВАЗ-2123 выпускался с 1998 года, а разрабатывался и вовсе с середины 80-х, но наш автогигант так и не смог освоить массовое производство без участия американцев, заставивших переименовать старую добрую Ниву в Lada 4x4. Теперь, как мы знаем, Шевронива вернулась в родную гавань, превратившись в Niva Travel и изменившись в лице, но оставшись автомобилем 80-х в техническом плане.
А вот другой тольяттинской разработке, о которой писали двадцать лет назад, повезло гораздо меньше. Модель с индексом 2151, представленная на Московском автосалоне, где вызвала большой интерес публики, была задумана как новое поколение «классики», с целью максимального использования существующего оборудования. Автомобиль, дебютировавший в виде универсала (планировались и другие типы кузова), был крупнее, чем тогдашний ВАЗ-2104 (точные размеры неизвестны), и имел гибридное шасси с прогрессивной передней подвеской McPherson, «нижней» рулевой рейкой с электроусилителем и задним ведущим мостом. По силовому агрегату и некоторым другим узлам его хотели унифицировать с той самой новой Нивой-2123, но впоследствии вазовцы отказались от этих планов, сосредоточившись на разработке переднеприводной Гранты.
Аналогичную техническую концепцию имел универсал Иж-21261, с предсерийным образцом которого познакомились зарулевские эксперты. Тогда он еще не получил ни известного имени Фабула, ни полноприводной версии, показанной через год, но такая перспектива была обозначена, благо соответствующая модификация имелась у базового хэтчбека Иж-2126 Ода. Серийное производство универсалов планировалось начать в 2003 году, объем выпуска должен был составить 30 тысяч в год, но на деле, как водится, получилось иначе: за неполные два года 2004-2005 ижевцы сделали всего около 13 тысяч машин, после чего производство прекратилось.
В начале двухтысячных издательство «За рулем», помимо солидного журнала, выпускало газету «За рулем — Регион», и в ее октябрьском выпуске был опубликован репортаж с ездовой презентации армейского внедорожника ГАЗ-2975 Тигр. Вспомним — тот самый Тигр, который сейчас так часто мелькает в кадрах военной хроники, изначально разрабатывался по заказу некой компании из Арабских Эмиратов, но потом заказчик разорвал контракт, и «русский Хаммер» был призван в нашу армию. Двадцать лет назад журналисты высоко оценили вездеходные способности автомобиля, обусловленные его конструктивным родством с бронетранспортерами, но были несколько шокированы объявленной ценой — от 65 тысяч долларов.
Не обошли коллеги вниманием и экспозицию Парижского автосалона, который в 2002 году принес немало знаковых для российского рынка новинок. В их числе — родственные кроссоверы Volkswagen Touareg и Porsche Cayenne (хотя самого термина «кроссовер» тогда, по сути, еще не было), роскошное купе Bentley Continental GT, внедорожник Toyota Land Cruiser Prado нового поколения, родстер BMW Z4 и т. д. Об этих и других премьерах наиболее обстоятельно рассказало «Авторевю», отметившееся в октябре и другими любопытными материалами — отчетом о собственном краш-тесте старой Нивы и советами владельцам дорогих автомобилей. Оказывается, в начале двухтысячных у нас весьма остро стояла проблема защиты от бандитов, которые завладевали машинами, просто выкидывая из них водителей...