Ну, что, господа коллеги-моделисты, поможем советами нашему собрату? Только, чур, кроме конструктивной критики и советов по делу ни на какие похабности не скатываться! Вы собирайтесь мыслями, а я пока расскажу предысторию.
Итак, добрый день читатели и подписчики - рад приветствовать вас на страницах моего блога, где мы делимся тонкостями, аспектами и особенностями модельного творчества.
Да, здесь мы запросто спрашиваем совета, показываем свои собственные работы, ну, и просто общаемся. Для этого у нас даже есть своя "Флудилка-курилка" (правда, в "телеграме"), в которой можно обсудить любую тему, которая не нарушает законы и морали. Но не об этом.
В общем, с полгода назад к нам в блог обратился Алексей - моделист Алексей с вопросами о грамотной сборке и покраске модели в масштабе 1:24. Алексей предоставил фото собранной модели и рассказал, как именно он её собирал. Получив разрешение на пересказ и использование фотографий, на свет появилась статья "Работа над ошибками":
И вот, я получил от Алексея новые фотографии другой модели, в которых он просит меня вновь выполнить работу над ошибками и сделать актуальные замечания. Начнём?
Модель от "Тамии" в масштабе 1:24. Деталировка из 130 деталей, но это "двадцать четвёртый" масштаб, поэтому приходится учитывать и проработку и особенности покраски.
Отмечу, что работа выполнена на достаточно высоком уровне. Огрехи если и есть, то незначительные. Хотя, чёрт возьми, мы же - моделисты, у которых дьявол кроется в мелочах ))) И, всё-таки, давайте сделаем "Работу над ошибками-2".
1. Толще - не значит лучше
В принципе, этот тот самый момент, когда размер имеет значение. Некоторые моделисты "задувая" кузов либо подносят сопло баллончика (аэрографа) слишком близко к окрашиваемой поверхности, либо ведут излишне медленно. Я их понимаю: свежеокрашенная поверхность выглядит очень красиво. Особенно на фоне голого пластика. Но вот окраска завершена, деталь отправляется на сушку, а краска в это время продолжает растекаться по поверхности. Далее она застывает, полимеризуется и - тускнеет. И вот тут начинает хорошо читаться толщина нанесённого слоя.
То есть, это тот самый случай, когда мы имеем хорошую качественную покраску, но... без искры. Без, скажем, "изюминки".
Посмотрите на автомобили, окрашенные эмалью. Нет, не "металлик", а - обычные цвета. Они - бликуют. Пусть не до зеркального блеска, но блики есть. Как достичь этого в "двадцать четвёртом масштабе"? Попробуйте окрашивать в несколько тонких слоёв. Уложили один слой - подсушите минут 10. Потом уложите следующий. И направление движения баллончика (аэрографа) измените на перпендикулярное. После второго слоя - ещё одна сушка минут на 10-15.
Третий слой должен быть укрывным. Тут хорошо бы использовать технику "Мокрый слой". Суть: рука движется чуть медленнее предыдущих слоёв, в результате ясно видим слой наносимой краски. Словно дождь полосой на модель попадает. Перекрытие слоя - около 15-20% по ширине.
Уложили третий слой - всё. Продувайте сопло баллончика, мойте аэрограф. Если, конечно, больше красить нечего. Сегодня к этим деталям мы больше не вернёмся. Трём слоям краски надо хорошенько просохнуть. Обычно на это уходят сутки-двое. И обязательно - без пыли. Лучше всего накрыть коробкой.
2. Лак в моделизме - это обязательно!
Даже если у вас краска в баллоне, или в аэрографе, капец, какая глянцевая! Прямо, вот, настолько глянцевая, что аж вообще глянец-глянцевый, как гласит этикетка - без лака тут не обойтись.
Надо ли зашкуривать поверхность перед нанесением лака? Вопрос, конечно. Вопрос из серии: "Какой бензин лучше: 92-ой или 95-ый"? Поделюсь личным опытом: я наносил на модель глянцевую краску, после высыхания которой наносился глянцевый бесцветный лак. И то и другое - от "Тамии". И деталь блестела - имела чётко видимые блики.
В "двадцать четвёртом" масштабе я зашкуривал панель тонкой наждачкой (1000-1500 водостойкая), потом покрывал лаком - она тоже блестела. Поэтому для себя я сделал вывод: если после нанесения глянцевой эмали и её просушки, на поверхности нет дефектов - можете задувать лаком. Результат вас порадует. На лаки, кстати, распространяются те же самые правила, что и при окрашивании: не более трёх слоёв, слои тонкие.
3. Декали - только после лака. А после декали - опять лак
Необходимость глянцевого лакирования необходима и в том случае, если на модель будут наноситься декали. Дело в том, что матовый и полуматовый лаки имеют шероховатую поверхность. а декаль - суть - тонкая плёнка. Если тонкую плёнку нанести на шероховатую поверхность, то во впадинах лака остаётся воздух, который топорщит декаль, не давая плотно прилегать к подложке.
В принципе, именно это явление и можно увидеть на переводных элементах модели.
Потому, перед нанесением декали наносим на глянцевую поверхность. Хорошенько раправляем и приглаживаем. Потом - сушим (без просушки, вообще, никуда). А вот после того, как декали просушены, можно и нужно ещё раз задуть модель слоем лака. Тут уже можно любой. Но раз уж речь идёт об автомобиле, то лак должен быть глянцевым.
Кстати, обратили внимание, насколько аккуратно автор проработал оптику? Нет? Посмотрите ещё раз. Реально - понравилось. Дотошно и аккуратно. Просто - отлично!
4. Полировка - дело тонкое
Думаю, не открою истины, если скажу, что моделист, создающий модели автомобилей просто обязан дружить с полировкой. А как же иначе? Это танки могут быть матовыми и грязными. Это авиация может быть зашарпанная и закопчённая (сам видел), а вот автомобили - они всегда гладкие и блестящие. потому - полировочную пасту приобретаем обязательно. И после лакировки обязательно полируем модель. Мягко, без фанатизма. Поверьте: внешний вид сразу изменится в лучшую сторону.
5. Дополнительная обработка модели
Пока писалась эта статья, я осознал в полной мере, чего не хватает. Мелких деталей, которые всегда присутствуют на прототипе. Ну, сами посмотрите - вон, под окнами стоят: ясно видны щели между кузовными панелями; видны и визуально отделимы от кузова передний и задний бамперы; чётко читаются двери. Всё это не проблема сделать и на модели - достаточно воспользоваться смывкой.
6. Лишние детали
Я, конечно, не знаком с данным набором - у меня в активе другие. Но из них я понял, что не все детали следует приклеивать на свои места. Например, защиту картера и моторного отсека я не приклеивал, так как она, защита, закрывала всю архитектуру передней подвески, двигателя и КПП. Поэтому, решил я, лучше без неё. Впрочем, ставить детали или нет - это каждый моделист решает сам. Здесь всё сугубо индивидуально.
7. Выводы
В общем и целом, сегодняшняя работа алексея мне очень понравилась. Да, есть небольшие огрехи, но все они - исключительно технические. Уверен, своей следующей моделью, Алексей сможет проводить мастер-класс и делиться опытом, а не просить выполнить работу над ошибками.
Что думаете, коллеги-моделисты? Всё ли правильно перечислил? Помогайте советами в комментариях.
Ваш Fon-Kraft.
PS. Желающим предоставить работы для проведения работ над ошибками, или просто желающие рассказать о себе, могут присылать письма и фото работ на е-мейл: Fon-Kraft@yandex.ru
Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а пообщаться с единомышленниками и спросить совета можно в нашей Флудилке-Курилке (https://t.me/kraftchat55/27938) на том же Телеграмме