К 25-ому съезду КПСС в 1970 году администрации города Ленинград была поставлена задача: построить 5 новых станций метро. Никто и подумать не мог, что случится авария такого масштаба, что сможет привести к катастрофе: затоплению тоннелей. На поверхности образовывались провалы, из-за которых транспорт уходил под землю, рушились знания.
Строительство домов было одной из главных отраслей в СССР, соответственно, очень много семей получили жилье на окраинах города, вот только дорожная инфраструктура отставала. Поэтому Кировско-Выборгскую линию стали расширять, чтобы людям стало легче добираться до работы.
Между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества" метрополитен пересекал древнюю речную долину притока Невы. И с целью уменьшения количества скважин, которые следовало пробурить, инженеры предложили расположить одну станцию над другой. 8 апреля 1974 года в 16:30 при бурении была обнаружена незамерзшая порода в нижнем тоннеле, из которой проливалась вода. В течение нескольких часов весь тоннель был затоплен. Чудом удалось эвакуировать строителей.
Рабочие экстренно начали возводить бетонные пробки для предотвращения распространения плывуна. Но вскоре выяснилось, что заторы полностью закрыть не удалось. Очень много воды и песка освободили под землёй большие полости, вследствие чего грунт пришёл в движение. Из-за образования провалов были повреждены трамвайные рельсы и стены домов. Это была серьёзная угроза обрушения.
Были предложены различные варианты решения проблемы, например, провести ещё один тоннель под аварийной зоной, но для этого пришлось бы углублять метро. Также предлагали построить этот тоннель над затоплением, но для этого было бы необходимо снести здания над линией метро. Все эти варианты требовали колоссальных затрат бюджета, и что более важно, они способствовали сдвигу даты открытия станций, из-за чего оба предложения были отвергнуты. Так, метростроители решили использовать затопленные тоннели.
Возле станции "Лесная" поставили преграду, чтобы остановить разрушения, закачали водопроводную воду и работали с использованием низких температур. Жидкий азот в Ленинград доставляли со всех уголков СССР. 31 декабря 1975 работа была выполнена. Однако замороженные породы стали таять, и тоннели начали проседать. В особенности верхний, на это также повлияла вибрация поездов, и вода снова стала протекать.
В феврале 1995 года проблема стала ещё серьёзней. Работники пытались все исправить, но 4 декабря нижний тоннель был затоплен наполовину. Тем не менее пока верхний не стал проседать на 4 сантиметра в сутки, он продолжал эксплуатироваться. В тот момент, как много лет назад, инженеры решили снова залить аварийные тоннели водой, для того, чтобы восстановить давление.
26 мая 2004 года над затопленными был создан новый, полностью исправный участок. Так желание сэкономить и выполнить задание к намеченной дате привело к большому количеству проблем.
Друзья, на этом всё! Если вам понравилась статья, был бы очень благодарен вашей поддержке в виде лайка и подписки. Для вас это пару секунд, а для меня огромный шаг к цели в 10 тысяч подписчиков.
Так же пишите в комментариях своё мнение, будет очень интересно послушать! Успехов и здоровья вам!
Предлагаю ознакомиться вам с моей другой статьей: