Найти тему

Ликбез по мотоаккумуляторам: типы, параметры, ошибки эксплуатации.

Оглавление

Любая техника требует ответственной и грамотной эксплуатации — и сейчас речь не только о том, чтобы не экономить на ГСМ или комплектующих, но и о том, чтобы бережно относиться к уже имеющимся.

Аккумуляторная батарея по факту является расходником — однако расходником весьма долгоиграющим. Для того, чтобы продлить срок службы АКБ, необходимо вовремя обслуживать и заряжать батарею. О том, как делать это правильно, мы сегодня и поговорим.

Основные параметры мотоаккумуляторов:

1. Рабочее напряжение. Измеряется в вольтах, самый распространённый тип — 12В, иногда встречаются старые модели с напряжением 6В.

2. Ёмкость. Измеряется в ампер-часах, самый распространённый тип — от 4Ач до 20Ач, иногда встречаются модели больше.

3. Размер. Фактически — габариты АКБ. Напрямую зависят от ёмкости аккумулятора.

4. Полярность. Отвечает за расположение клемм «+» и «-».. По этому параметру аккумуляторы различаются на модели с прямой и с обратной полярностью.

5. Конфигурация. То есть технология, по которой создана аккумуляторная батарея. Наиболее распространённый вид — свинцово-кислотный: такие АКБ хоть и являются самым старым типом, но по-прежнему пользуются спросом ввиду демократичного прайса. Помимо них, на современных мотоциклах также используют АКБ, сделанные по технологии AGM (Absorbed Glass Mat), а также литий-полимерные, литий-ионные, сухозаряженные и гелевые батареи.

Аккумуляторы для вашей техники в каталоге Avantis: КУПИТЬ

Необслуживаемый cвинцово-кислотный аккумулятор Delta, 1 175₽: https://clck.ru/32QoHj
Необслуживаемый cвинцово-кислотный аккумулятор Delta, 1 175₽: https://clck.ru/32QoHj

Типы зарядных устройств для мотоаккумуляторов:

Как и в случае с автомобильными АКБ, владельцам мототехники предлагаются либо зарядные устройства с ручным режимом регулировки, либо полностью автоматизированные. Как следует из названия, первые нужно настраивать самостоятельно и постоянно держать в поле зрения до момента полного заряда батареи. Но, как и свинцово-кислотные АКБ, они по-прежнему в ходу ввиду своей бюджетности.

Вторые же типы зарадок отличаются умом и сообразительностью, посему способны восполнить заряд без участия человека и отключиться после выполнения поставленной задачи. Кроме того, они оборудованы несколькими степенями защиты, которые не позволят зарядке (а вместе с ней и аккумулятору) выйти из строя в случае короткого замыкания или подключения не той клеммы.

Особняком стоят зарядные устройства типа OptiMate, которые производятся компанией TecMate. С одной стороны, они являются разновидностью автоматических ЗУ, но с рядом полезных бонусов. Помимо умения непосредственно заряжать АКБ, они так же имеют функцию «раскачки», умеют поддерживать заряд, способны анализировать состояние батареи посредством тестов, могут работать в режиме восстановления и так далее. Штука крайне полезная и интересная, но цена, как не трудно догадаться, весьма кусается.

Зарядное устройство OptiMate 2 DUO
Зарядное устройство OptiMate 2 DUO

Как подобрать зарядное устройство для мотоаккумулятора:

В первую очередь, выбирать ЗУ нужно по типу АКБ: зарядка для литий-ионной батареи не подойдёт кислотно-свинцовому аккумулятору. Во-вторых, ищите модель с нужным током заряда: его можно рассчитать по универсальной формуле «1/10 от полной ёмкости АКБ».

Как часто стоит заряжать мотоаккумулятор:

В зависимости от типа аккумуляторной батареи, её состояние отслеживается с помощью мультиметра или вольметра, выставленных на режим измерения постоянного тока до 20V. Обслуживаемые АКБ мониторят посредством ареометра, позволяющего измерить плотность электролита внутри батареи.

В любом из этих случаев при измерении возможно три результата: заряд будет либо нормальным, либо пониженным и требующим подзарядки, либо критически низким и чреватым смертью батареи. В первом случае ничего делать не нужно, в двух оставшихся — оперативно восполнять уровень заряда. О том, какие показатели считаются нормальными, а какие — не очень, ищите информацию в мануале к технике (если аккумулятор пока что родной), либо на сайте производителя АКБ.

Если говорить непосредственно о частоте зарядки батареи, то планово она потребуется в следующих ситуациях:

— Редкое использование техники;

— Длительный простой (в том числе консервация на зиму);

— Частые, но короткие поездки.

Первые два пункта, что логично, приводят к постепенному разряду от бездействия. С частыми поездками на короткие дистанции чуть интереснее: дело в том, что при пуске двигателя стартер съедает солидный объём электричества в единицу времени, и этот объём попросту не успевает восстановиться за короткий заезд. Поэтому выходит, что убывает с АКБ больше, чем прибывает.

Поэтому если ваш мотоцикл относится к одной из трёх вышеперечисленных категорий, регулярно заряжайте батарею: в идеале каждые месяц-полтора, но не реже двух раз в год. Зарядку лучше всего осуществлять, предварительно сняв АКБ с техники и отсоединив с неё весь дополнительный крепёж. Если в обозримом будущем поездки не планируются, оставьте батарею на хранение в сухом прохладном месте.

Необслуживаемый cвинцово-кислотный аккумулятор Delta, 2 775₽: https://clck.ru/32QoUN
Необслуживаемый cвинцово-кислотный аккумулятор Delta, 2 775₽: https://clck.ru/32QoUN

Меры предосторожности:

— При снятии батареи в первую очередь отключайте отрицательный вывод. Это позволит минимизировать шанс короткого замыкания АКБ на металлическую поверхность при случайном касании;

— Не заряжайте обслуживаемые свинцовые батареи в жилых помещениях, так как при заряде они выделяют токсичные испарения, вредные для людей и животных; Остальные типы АКБ пока что за подобным не замечены, но лучше не рисковать;

— Храните мотоаккумуляторы только в заряженном виде и регулярно проводите подзарядку;

— Оставляя аккумулятор на хранение убедитесь, что он не будет подвержен воздействию экстремально высоких или низких температур, а также прямых солнечных лучей.

-5

Больше полезных статей ищите в официальном блоге Avantis. И подписывайтесь на наши соцсети — чтобы не пропустить свежие новинки и актуальные акции:

  • Официальный канал на YouTube: обзоры на технику Avantis, онборды наших гонщиков и много другого топового контента.
  • Telegram-канал: для тех, кто хочет следить за актуальной информацией в удобном формате.
  • Telegram-чат: здесь можно задать вопрос по технике, поделиться собственным опытом, а также просто пообщаться с единомышленниками.
  • Avantis ВКонтакте: всё и сразу на одной площадке.

Ищете запчасти для мототехники, но не знаете, какие купить? Наши специалисты помогут подобрать идеальный вариант под ваши цели, задачи и бюджет. Звоните: +7 (800) 302-87-62 или пишите в онлайн-чат на сайте avantsb.ru.

Если вы не в Москве, посетите любой из мотосалонов Мопеды.РФ — технику Avantis можно найти и там: с официальной гарантией и доставкой по всей России.