Найти тему

Тормозная система

Оглавление

Тормозная система служит для снижения скорости и быстрой остановки автомобиля, а также для удержания его на месте при стоянке.

Наличие надежных тормозов позволяет увеличить среднюю скорость движения, а следовательно, эффективность при эксплуатации автомобиля.

К тормозной системе автомобиля предъявляются высокие требования. Она должна обеспечивать возможность быстрого снижения скорости и полной остановки автомобиля в различных условиях движения. На стоянках с продольным уклоном до 16% полностью груженый автомобиль должен надежно удерживаться тормозами от самопроизвольного перемещения.

Современный автомобиль оборудуется рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной тормозными системами.

Рабочая тормозная система служит для снижения скорости движения автомобиля вплоть до полной его остановки вне зависимости от его скорости, нагрузки и уклонов дороги.

Стояночная тормозная система служит для удержания неподвижного автомобиля на горизонтальном участке или уклоне дороги.

Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости. Движения автомобиля до остановки, в случаи отказа полной или частичной рабочей системы.

Вспомогательная система тормозов предназначена для поддержания постоянной скорости автомобиля, при движении его на затяжных спусках горных дорог, с целью снижения нагрузки на рабочею тормозную систему при длительном торможении.

Тормозная система прицепа, работающая в составе автопоезда, служит как и для снижения скорости движения прицепа, так и для автоматического торможения его при обрыве сцепки с тягачом.

Каждая тормозная система состоит из тормозных механизмов, которые обеспечивают затормаживание колес или вал трансмиссий, и тормозного привода приводящего в действие тормозной механизм. Тормозной механизм может быть колесный, трансмиссионный, барабанный и дисковый.

Рис. 1. Схема тормозной системы автомобилей ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112:

1 - тормозной механизм переднего колеса;
2 - трубопровод контура левый передний-правый задний тормоз;
3 - главный тормозной цилиндр;
4 - трубопровод контура правый передний-левый задний тормоз;
5 - бачок главного тормозного цилиндра;
6 - вакуумный усилитель тормозов;
7 - тормозной механизм заднего колеса;
8 - упругий рычаг привода регулятора давления тормозов;
9 - регулятор давления тормозов;
10 - рычаг привода регулятора давления тормозов;
11 - педаль тормоза;
А - гибкий шланг переднего тормоза;
В - гибкий шланг заднего тормоза.

-2

Тормозной механизм переднего колеса: 1 – тормозной диск; 2 – направляющая колодок; 3 – суппорт; 4 – тормозные колодки; 5 – цилиндр; 6 – поршень; 7 – уплотнительное кольцо; 8 – защитный чехол направляющего пальца; 9 – направляющий палец; 10 – защитный кожух.

Системы тормозов включают в себя два элемента:

1) Тормозной привод;

2) Исполнительные механизмы.

-3

Механический тормозной привод

Представляет собой систему тяг, рычагов и тросов, с помощью которых усилие водителя от рычага или педали управления передается к тормоз­ным механизмам. На автомобилях механический привод применя­ется в качестве обязательного привода в стояночной тормозной системе. На легковых автомобилях механический привод действу­ет на тормозные механизмы задних колес, а на грузовых автомо­билях — на трансмиссионный тормоз, устанавливаемый обычно на вторичном валу коробки передач. На всех автомобилях, кроме легковых большого класса, механический привод действует от рычага управления. На легковых автомобилях большого класса привод действует от специальной ножной педали управления. Механический тормозной привод надежен в работе при длитель­ном удержании автомобиля на месте во время стоянки, компак­тен и прост по конструкции. Однако он имеет низкий КПД и требует частых регулировок.

Гидравлический тормозной привод

Является гидро­статическим, в котором передача энергии осуществляется давле­нием несжимаемой жидкости. Гидравлический привод применяется на легковых авто­мобилях и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемно­сти. Привод заполнен тормозной жидкостью. При тор­можении (нажатии на тормозную педаль) связанный с педалью толкатель перемещает поршень в главном тормозном цилинд­ре. Поршень давит на жидкость, открывается выпускной клапан, и жидкость поступает через трубопроводы в колесные тормозные цилиндры. Под давлением жидкости поршни в колесных ци­линдрах расходятся, преодолевая сопротивление пружин, и прижимают тормозные колодки 8 с фрикционными накладками к тормозным барабана, которые связаны с колесами. В резуль­тате происходит торможение колес и автомобиля. После прекращения торможения перемещаются в исходное поло­жение тормозная педаль с толкателем под действием возврат­ной пружины и поршень под действием пружины. Давление в приводе падает, и пружины стягивают колодки, под дей­ствием которых поршни вытесняют жидкость из колесных ци­линдров, и она поступает к главному тормозному цилиндру. При этом выпускной клапан закрывается. Под воздействием давле­ния жидкости открывается впускной клапан, и жидкость про­ходит в главный цилиндр. Закрытие впускного клапана проис­ходит, когда в приводе остается небольшое избыточное давление, предотвращающее проникновение воздуха в гидро­привод и обеспечивающее готовность тормозной системы к по­вторному торможению. При попадании воздуха в гидропривод падает эффективность торможения, так как жидкость, вытесняе­мая при торможении из главного цилиндра, уменьшает только объем легко сжимаемого воздуха. Гидравлический тормозной привод может быть одноконтурным (нераздельный) и двухконтурным (раздельный), а также с усили­телем и без усилителя.

-4

Устройство и работа стояночной системы

Стояночная тормозная система выполняет также функции резервной тормозной системы. Она полностью дублирует все функции гидравлической рабочей системы. В экстренных случаях стояночная система позволяет быстро остановить автомобиль и удержать его на месте. Стояночная тормозная система устанавливается справа от сидения водителя за коробкой передач и также состоит из тормозного механизма и привода. В стояночной тормозной системе используется механический привод, который состоит из ручного рычага (ручника), регулируемого наконечника, уравнителя тросов, рычагов привода колодок и набора тросов. Рычаг оснащен храповым механизмом, с помощью которого осуществляется фиксация стояночного тормоза в рабочем положении. В случае срабатывания ручника на приборной панели загорается индикаторная лампочка. При натяжении рычага усилие к тормозным механизмам передается с помощью тросов. Конструкция тормозного привода состоит из трех тросов. Передний трос соединяется с ручным рычагом, а два задних - с тормозными механизмами. Соединение тросов с элементами стояночного тормоза осуществляется с помощью наконечников. Регулировочные гайки, расположенные на концах тросов, позволяют изменять длину привода. Возвращение стояночной системы в исходное положение происходит с помощью возвратной пружины при переводе рычага в исходное положение. Пружина может располагаться на переднем тросе, уравнителе или непосредственно на тормозном механизме.

-5

Неисправности тормозной системы.

К неисправностям тормозов, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, относятся: недостаточная эффективность торможения, не одновременность их действия, плохое растормаживание или заклинивание тормозных механизмов, увеличенный свободный или рабочий ход педали, неполное растормаживание колес, сильный нагрев дисков и тормозных барабанов, увеличение усилия прилагаемого к тормозной педали, занос или увод автомобиля при торможении, скрип или вибрация тормозных механизмов колес, самопроизвольное торможение при работающем двигателе.

Недостаточная эффективность торможения исключает возможность своевременной остановки автомобиля при обычных условиях движения, а при сложной обстановки к дорожно-транспортным происшествиям.

Не одновременность действия тормозов не позволяет своевременно и правильно остановить автомобиль, приводит его к заносу при торможении. Плохое растормаживание колес вызывает перегрев тормозных механизмов, быстрый износ тормозных накладок и, как следствие, заклинивание или слабое действие тормозов.

Причиной слабого действия тормозов может быть не герметичность системы пневматического привода, нарушение регулировки привода и тормозных механизмов, износ или замасливание накладок тормозных колодок, недостаточное давление воздуха в пневматической системе тормозов.

Не одновременность действия тормозов колес может быть вызвана: нарушением регулировок привода или тормозных механизмов, заклинивание тяг, а так же засорением шлангов и трубопроводов.

Заклинивание тормозов может быть из-за: поломки стяжных пружин или обрыва накладок тормозных колодок, заедание валиков разжимных кулаков и привода, неисправность тормозных кранов.

Авто
5,66 млн интересуются