То, что произошло с мостом - печально. Не буду говорить, кто виноват, скажу, что НАДО БЫЛО делать. А делать надо было то, что давно сделали турки и греки.
Не надо было оставлять полуостров как крепость или как остров во враждебном окружении, с одним мостом. Сразу после строительства и даже до его начала надо было стремительно развивать общественный водный транспорт - паромы и катера разной быстроходности и вместимости. Мост - лишь одна артерия, авиационный транспорт - вторая. Сегодня две эти артерии перебиты, и крымчане остались в изоляции.
Закрытые аэропорты:
Сколько будут ремонтировать мост, и когда откроют аэродромы - не знает никто.
Водный транспорт в других приморских странах
Любой житель крупного города подтвердит, что утром и вечером все въезды в город парализованы - трафик сумасшедший. А морской город имеет в этом смысле огромное преимущество перед "земным" - можно проехать водным маршрутом.
Эх, говорил я неоднократно, особенно после поездки в Стамбул - нужны кораблики! В Стамбуле и других городах Турции водный транспорт развит настолько, что его регулярность и стоимость сравнима с трамваями. Люди из пригородов ездят каждый день на работу в центр Стамбула - это дешевле и быстрее, чем на автобусах и метро. Мы и сами ездили из Европы в Азию с ветерком - не смотря, что есть мост через Босфор, но по нему ехать дольше.
Кстати, по карте Istanbul Kart можно проехать и в трамвае, и в метро, и на автобусе, и на водном транспорте.
Даже самые захудалые деревеньки в Турции на Черном и Средиземном море имеют причалы, которыми пользуются местные жители.
По Стамбулу пишу со знанием дела - бывал там неоднократно (последний раз - в ноябре 2021 г), вот статья на блоге о моих впечатлениях от поездки в Стамбул в 2017 году.
Заметьте - речь не о круизных, частных или прогулочных судах. Речь именно об общественнодоступном транспорте, которым бы горожане и жители пригорода пользовались ежедневно. Да, возможно, он не очень прибылен и даже убыточен. Как часто это бывает с обычным общественным транспортом. Но ведь это вопрос развития территорий!
Для примера, карты водного транспорта Греции и Стамбула:
Пытался найти похожие карты по России - их нет! Как может быть показано на карте то, чего нет?
Что у нас?
К сожалению, общественный водный транспорт у нас по факту отсутствует. Сейчас это только удел редких прогулочных судов, которые находятся в плачевном состоянии.
Вспомните аварию теплохода "Булгария" на Волге. Все удивлялись, как он утонул. А я удивлялся - как это он ещё плавал???
Проблема в том, что водный транспорт требует инфраструктуры (причалов) и постройки (покупки) водного флота. У нас с этим почему-то никак... Может, сейчас задумаются, возьмут в аренду суда у тех же Турции, Болгарии и Греции (хотя, сейчас нам никто ничего не продаст), и запустят линии хотя бы в Керчь?
Понимаю, что Черное море это не Греция и не Турция.
Но ведь был водный транспорт в СССР! Прекрасно помню, как мы с родителями в 1984 году ехали из Мариуполя в Азов на "Ракете", чтобы не ехать на автобусе через жаркий пыльный Ростов-на-Дону. Тогда этим никого нельзя было удивить - катера и ракеты курсировали в период навигации по Азовскому и Черному морю.
В Таганроге до сих пор осталось красивое просторное здание морвокзала, которое было открыто ещё в 1994 году. После этого его пытались сдавать на офисы, а затем закрыли вовсе.
Из Таганрога можно было поехать водой в несколько портов Азовского и Черного моря.
Кстати, о Таганроге и о СССР.
Что касается советского водного транспорта в целом, остатки былого ещё несколько лет назад были на плаву. Мне достоверно известно о рейсах из Батуми в Сочи. Когда был в 2020 в Батуми, лично видел эту Ракету, стоящую на приколе в Батумском порту. По её печальному виду было совершенно ясно, что лучшее, что её ждёт - кафешка с видом на море.
Были паромы в начале 2000-х из Сочи в Трабзон. Помню, мой шеф со своей машиной переправлялся в Трабзон и колесил по Турции. Когда я был в Сочи 3 или 4 года назад, спросил в порту про Трабзон. Местный продавец билетов на морские прогулки печально усмехнулся - никаких рейсов в Турцию нет уже много лет...
Про Батуми и Трабзон будут ссылки в конце статьи.
Ещё помню из детства, как по реке Кубань ходили рейсовые катера - можно было вместо автобуса летом проехаться с ветерком по маршруту Краснодар - Славянск-на-Кубани.
Более того, даже при царе водный транспорт (пароходы) был развит гораздо интенсивнее, чем сейчас. Но там была другая ситуация - отсутствие дорог.
Как можно было бы?
Я говорил, что морского транспорта в России нет. Но давайте пофантазируем, если бы он был, то каким?
Вот она, прекрасная морская Россия будущего:
Я нарисовал по минимуму - впоследствии можно было бы наладить рейсы в Грузию, Турцию, Украину и так далее. Сейчас до этого как до Луны.
Можно было сделать и дешёвые корабли для бюджетного проезда, и скоростные экспрессы - для тех, кто например хочет добраться из Ростова до Керчи за 3-4 часа, минуя пробки.
Проблема в том, что летом автодороги в этих местах сильно перегружены, а зимой никому дела нет - местного населения очень мало, поскольку регион не развит. С появлением такого альтернативного транспорта, как водный, регион бы поднялся экономически.
Для повышения транспортной безопасности нужно было построить минимум по одному порту-терминалу в Краснодарском крае около Тамани и в Крыму около Керчи, чтобы перевозить и людей, и большие объемы грузов паромами из центральной России.
Короче, грустно это всё. Что дальше - пусть думают те, кто получает за это зарплату. Я высказался.
Некоторые другие мои статьи про путешествия:
А тут я пишу, что я думаю о проблемах в нашей стране:
Если неохота писать комментарий, ответьте на вопрос:
------------------------------------
Статья заинтересовала? Лайк, подписка, комментарий!
Подписывайтесь на Дзен СамЭлектрик.ру и заходите на блог www.SamElectric.ru !
Внимание! Автор не гарантирует, что всё написанное на этой странице - истина. За ваши действия и за вашу безопасность ответственны только вы!
#крым #путешествия #транспорт