Найти в Дзене
Кирилл Максимов

Обрубок Boeing 747SP. Джамбо-джет для дальних перелётов. Краткая история самолёта

"Укороченный" Боинг 747 никогда не был красивым самолётом, не бил рекордов по объёмам продаж, но мог летать туда, куда обычные самолёты могли лететь десятками часами, тратя время на дозаправку и дополнительное обслуживание. Этот самолёт мог лететь выше, быстрее и, главное, дальше почти всех конкурентов на мировом рынке.

Обрубок Boeing 747SP. Джамбо-джет для дальних перелётов. Краткая история самолёта
Обрубок Boeing 747SP. Джамбо-джет для дальних перелётов. Краткая история самолёта

После 1969 года, когда полетел первый, Джамбо авиакомпании хотели иметь самолёт, который будет обладать большой дальностью, но малой вместимостью. За работу взялись несколько компаний: Douglas, Lockheed и Boeing. Дуглас и Локхид решили создать совершенно новые самолёты: так называемые "триджеты" - DC-10 и TriStar, соответственно. Боинг же пошёл по пути наименьшего сопротивления и решил модернизировать имеющийся Боинг 747. Конструкторы просто укоротили фюзеляж на 14,6 метра. Двигатели оставили те же: то есть самолёт получил сниженную массу, пониженный расход топлива и увеличенную дальность - в общем рай для американского бизнесмена. Сначала новую модель хотели назвать 747SB (Short Body - короткофюзеляжный), но потом остановились на SP (Special Performance - специальные характеристики). Официальное проектирование началось 23 августа 1973 года.

Новый самолёт стал скороподъёмнее, быстрее и обладал просто феноменальной высотой крейсерского полёта - 13750 метров. Для 70-х годов это почти космос. Он мог летать на расстояния до 11112 км. Самолёт имел длину 54 метра, что на 15 метров короче Боинг 747-100. Но и-за слишком малой длины конструкторам пришлось переделать вертикальное оперение, чтобы сохранить путевую устойчивость. Увеличили и стабилизатор на 3 метра. В качестве силовой установки устанавливали Pratt&Whitney JT9D-7A тягой по 209 Кн.

Обрубок Boeing 747SP. Джамбо-джет для дальних перелётов. Краткая история самолёта
Обрубок Boeing 747SP. Джамбо-джет для дальних перелётов. Краткая история самолёта

Первый заказ на укороченный Джамбо поступил в 1973 году от PanAm. Боинг планировал выпускать лайнер в шести вариантах в течении 20 лет, среди которых был SP Combi. Первый полёт самолёт совершил 4 июля 1975 года и длился 3 часа. Этот полёт был одним из самых амбициозных за всю историю Боинг 747. Скорость самолёта в процессе испытаний менялась от минимальной эволютивной до максимальной M=0,92. 4 февраля 1976 года самолёт получил сертификат FAA.

3 ноября 1975 года четвёртый опытный самолёт совершил большой рекламный тур по 18 государствам, покрыв расстояние в 116114 км, облетев тем самым земной шар три раза. Первый самолёт PanAm получила 5 марта 1976 года, 25 апреля начались регулярные рейсы Лос-Анджелес - Токио. 23-24 марта 1976 года Джамбо установил рекорд по дальности - 16560 км. После посадки в Кейптауне у Боинга оставалось топлива ещё на 2 часа полёта.

Обрубок Boeing 747SP. Джамбо-джет для дальних перелётов. Краткая история самолёта
Обрубок Boeing 747SP. Джамбо-джет для дальних перелётов. Краткая история самолёта

Но слишком большого распространения самолёт не получил. Причины тому были очевидны: он был технологически сложен и дорог. Тем более ниша дальнемагистральных самолётов в мире была слишком ограниченной. Из 40 перспективных авиакомпаний, почти все отказались от закупки этого самолёта. Всего было построено 45 самолётов для авиакомпаний Braniff, CAAC,China Airlines, Iran Air, Korean Air Lines, PanAm, Qantas, SAA, Syrian Arab Airlines и TWA. Последний самолёт заказчик получил в 1989 году. Часть самолётов по специальным заказам была переоборудована в VIP версию, но и она особого распространения не получила.

Не знаю, как сейчас дела с этим самолётом, и эксплуатирует ли их кто-либо, но точно могу сказать, что это один из самых безопасных самолётов, так как не было потеряно ни одного самолёта за все время его эксплуатации.

Обрубок Boeing 747SP. Джамбо-джет для дальних перелётов. Краткая история самолёта
Обрубок Boeing 747SP. Джамбо-джет для дальних перелётов. Краткая история самолёта

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.

Самолеты
6360 интересуются