Найти тему
Будущее за нами!

Автопром СНГ. Как долго и мучительно умирал ЗАЗ

Как бывшему гражданину страны, чьё имя опасно произносить в связи с моментально начинающимся «аргументированным спором сотен светлых гениальных голов», из всех крупнейших автопредприятий СНГ мне больше всего обидно за то, что умирало у меня на глазах — а именно вполне жизнеспособный, самоокупающийся, если не сказать — перспективный завод — Запорожский

Первая модель, как водится, представляла из себя переработанный Фиат. Меня всегда забавляли её двери. "Как на Роллс-Ройсе!" — гордо заявлял соседский дед пару лет назад
Первая модель, как водится, представляла из себя переработанный Фиат. Меня всегда забавляли её двери. "Как на Роллс-Ройсе!" — гордо заявлял соседский дед пару лет назад

Запорожцы знакомы всем с раннего детства. Кто-то ещё застал очереди за «Горбатыми», кто-то катался на «ушастом», кто-то довольствовался «мыльницей», а большинство читателей видело и видит на дорогах «Таврию». Каждая модель Запорожца становилась культовой, поскольку была самой доступной, открытой и потому — популярной, и в отличии от «ВАЗ» и «АЗЛК» не выпускала тысячу вариаций одной-двух моделей с разными номерами и в разных комплектациях. Всё с ним было предельно просто: сначала родился 965, за ним — 966,968, и в конце — 1102. Модели не выпускались параллельно, одна полностью заменяла другую и достаточно отличалась, чтобы не считать новую модель просто модернизацией (сейчас сказали бы — рестайлингом) старой. Потому именно от ЗАЗа не было усталости, как от Жигулей, а само производство вовсе не было убыточным, поскольку не рассредотачивалось на тысячу моделей и подмоделей

Очаровательный ЗАЗ-968 первого поколения. Они всегда шли в ногу со временем, потому не скупились на хром и дизайн — за то я его и люблю. Позднее появилось более угловатая и скучная "мыльница", которая тоже была современна для поздних 70-х
Очаровательный ЗАЗ-968 первого поколения. Они всегда шли в ногу со временем, потому не скупились на хром и дизайн — за то я его и люблю. Позднее появилось более угловатая и скучная "мыльница", которая тоже была современна для поздних 70-х

Над «Запорожцами» издевались, иронизировали, их ненавидели, но при этом пешеходы завидовали водителям «Зазиков», а сами водители далеко не всегда мечтали пересесть на что-то другое.

Запорожец, в целом, был «советским жуком», и дело не только в расположении мотора — во главу угла ставилась дешевизна, доступность и массовость. Как бы не боготворили вы «Фольксваген», а Жук был крайне прост и аскетичен, и по комфорту порой проигрывал ЗАЗу.

В середине 80-х ЗАЗ на волне всеобщих перемен решил пойти на очень смелый шаг — отказавшись от «классической» заднемоторной компоновки они бросили взор вперёд и вот уже в конце 1987 «выкатили» свою новую, современную и действительно удачную модель, назвав её «Таврия» (Крым)

Светская Таврия цвета слоновой кости — для многих это была мечта
Светская Таврия цвета слоновой кости — для многих это была мечта

Таврия вышла почти одновременно с очень похожими зубиловидными конкурентами от ВАЗа и Москвича. Однако в отличии от этих гигантов, она, как и раньше, была создана для рынка с низким достатком, а потому — не конкурировала, а дополняла. Её форма, очень экономичный мотор, передний привод и отличная управляемость в сочетании с низкой ценой и большим по сравнению со старыми «Запорожцами» комфортом — делали её буквально хитом. И именно за счёт низкой цены и полностью локализованного на Украине производства ЗАЗ прекрасно себя чувствовал спустя 5 лет, когда Союз распался. К тому же, популярность относительно свежей и неплохой даже в сравнении с иномарками модели не успела угаснуть.

В 1992 году также была выпущена небольшая доработка — моя любимая из всех «реинкарнаций» Таврии — позднее получившая собственный индекс и название четырёхдверная «Дана». Этот прощальный подарок СССР ещё сильнее укрепил позиции ЗАЗа, ибо делал из неё ещё и отличный небольшой универсал для дачников. Однако она не выгорела — подвело качество сборки и меньший в сравнении со стандартным хэтчбеком комфорт — и в 1997 её производство свернули.

-4

Все девяностые Таврия была единственной надеждой ЗАЗа, постоянно спасая предприятие от банкротства. За счёт прибыли руководство могло начать разработку новой модели или доработку этой, но именно здесь, в отличии от ЗИЛа и ГАЗа руководство просто гребло деньги, не думая о будущем. Однако к уже к 1997 назрели определённые проблемы, ибо бюджетный сегмент всё сильнее занимали БУ автомобили и «классика» ВАЗа, а у Таврии всё сильнее падало качество сборки — начались сетования, что, мол «а в советские времена делали на века, а сейчас хорошо, если год проездит» — и, как человек, несколько месяцев имевший тесное знакомство с Таврией 1989 года я полностью это подтверждаю. А потому к 1998 году ЗАЗ начал ложится под Корею — сперва незаметно, как было с АЗЛК и Ладой — простое сотрудничество, совместные модели, мотор от «них» и тому подобное, что мы уже знаем по истории "Волги" и "Москвича". В «глобальном обновлении» Таврии «поучаствовала» корейская фирма Дэу. На свет родилась «Таврия-Нова», ничем принципиально не отличавшаяся от предыдущей. Самая заметная фишка «новой» модели — шильдик «Zaz-daewoo» на крышке багажника.

Если постараться — отличия найдёте. Но о "модернизации", как было с 966/968 не может быть и речи
Если постараться — отличия найдёте. Но о "модернизации", как было с 966/968 не может быть и речи

С тех пор ЗАЗовцы активно использовали труп совдеповской «Таврии», превращая её в седан, универсал, пикап, фургон и кучу прочих трансформаций. Чуть-чуть они постарались со «Славутой», нарисовав ей малость другую форму, но эти старания всё равно не заставили её перестать быть Таврией.

Славута — удлинённая до состояния седана "Таврия-Нова". Но здесь хотя бы удалось не сделать всё так, как дядь Валера в гараже...
Славута — удлинённая до состояния седана "Таврия-Нова". Но здесь хотя бы удалось не сделать всё так, как дядь Валера в гараже...
В отличии от этого "чуда". Чтоб вы понимали — это всё ещё хэтчбек и багажник открывается по этой огромной уродливой линии. Я честно долгое время думал, то это колхоз, но нет — это делали с ровным лицом на конвейере
В отличии от этого "чуда". Чтоб вы понимали — это всё ещё хэтчбек и багажник открывается по этой огромной уродливой линии. Я честно долгое время думал, то это колхоз, но нет — это делали с ровным лицом на конвейере

В этом, в принципе, и была главная проблема завода — они отошли от своей стабильной «формулы успеха» в пользу абстрактного создания «универсальной платформы», как будто этого не было навалом у того же Москвича, Лады,УАЗа и ИЖа. Они распылились, пытаясь охватить максимум, и как результат — проиграли во всём. Вместо поиска действительно новых и свежих решений они забили на всё и придумывали, как ещё можно поиздеваться над бедной двадцатилетней моделью

Таврия — "пирожок". Была чуть дешевле ИЖевских аналогов, но и грузоподъёмность и надёжность были несравнимы
Таврия — "пирожок". Была чуть дешевле ИЖевских аналогов, но и грузоподъёмность и надёжность были несравнимы

ЗАЗ всё стремительнее ложился под корейцев — сперва выпуская «адаптации» в виде ЗАЗ Шанс или Форза, но затем перестал прикрываться даже этим и до недавнего времени на месте завода собирали дешёвые иномарки как Чери, Шевроле Авео, Дэу Ланос и прочие.

Таврии во всех модификациях продержались аж до 2012 года, но до этого никаких попыток создать новую модель не предпринималось, хотя ещё в советские времена у ЗАЗа были наработки новой перспективной и футуристичной модели ЗАЗ-1106

В отличии от других крупных умерших концернов ЗАЗ реально имел амбиции и перспективы, у него были деньги и спрос, популярность и культовость, но он предпочёл медленно срастаться с западными-восточными инвесторами

И умер самой позорной смертью из возможных

Авто
5,66 млн интересуются