Немало интересных грузовиков было построено во времена СССР. Тогда их придумывали и выпускали действительно много. Пусть всё шло не так гладко, как хотелось бы, но поступательное движение всё равно было. Это факт. Сегодня хочется рассказать об уникальном проекте Запорожского автомобильного завода – малотоннажном грузовике ЗАЗ-2301, который появился аккурат в перестройку. Возможно, именно из-за экономических обстоятельств проект окончился ничем. Но обо всём по порядку.
Своими корнями герой материала уходит в начало 1980-х годов. По сути, речь идёт об иномарке словацкого происхождения. В 1981 году был выпущен лёгкий грузовик с современным на тот момент дизайном экстерьера Skoda 1203. Постепенно его производство перебазировалось в Западную Словакию, Трнаву. Можно сказать, что конструкторы завода «Коммунар» взяли за основу перспективный, но устаревший образец, который порядком модифицировали. Кстати, примерно в то же время начинались разработки ГАЗели в Москве. И тут сразу нужно провести грань между двумя автомобилями. ЗАЗ-2301 был несколько другим. Он обладал меньшей грузоподъёмностью (на 500 кг), но зато имел лучшее управление и тормозную систему. В принципе, внешность у Запорожца тоже была несколько более привлекательной, чем у детища Горьковского автозавода. Чем же по нутрянке был этот самый ЗАЗ-2301?
Технические особенности
· Под полукапотом установлен 1.4-литровый мотор с отдачей 57 сил. Совсем немного даже для такого скромного грузовичка. Также инженеры планировали ставить уфимские двигатели УЗАМ-412 рабочим объёмом 1.7 л мощностью 85 «лошадок». Возможно второй вариант был бы лучше первого, но, честно признаться, ненамного.
· В паре с любым ДВС работала заднеприводная 5-скоростная механическая коробка передач. Агрегаты обладали значительным уровнем шума, что для коммерческой техники – не самый важный показатель.
· Автомобиль рамный. На основание установлена кабина. Шасси имеет зависимую подвеску. Спереди использовались пружины, сзади – торсионы. Вполне себе годный вариант для лёгкого грузовичка.
· Тормоза спереди установлены дисковые, сзади – барабанные. Никаких помощников вроде АБС предусмотрено не было, время таких мер безопасности ещё не пришло.
· В длину ЗАЗ был 5 м, в ширину – 1.87, в высоту – 1.9 м соответственно. Длина колёсной базы составляла 2.92 м. Обычные пропорции для городского «трудяги».
В заводской среде ЗАЗ-2301 назывался «Снага», что в переводе означает «Сила». Действительно, для небольшого автомобильчика грузовик действительно обладал некоторыми возможностями. Ведь такие машины обычно работают в городской среди на коротких маршрутах, где важно быстро развести определённый товар из точки А в точку Б. Вот именно для этого такой грузовик отлично подходил.
Создавался грузовик совместными силами украинских и словацких специалистов. Многие элементы в нём были разработаны почти с нуля. Другие – позаимствованы у европейских автомобилей. Такое сотрудничество ЗАЗу явно пошло на пользу. Дизайн явно удался и его никак нельзя было спутать с устаревшим донором Skoda. Кабина «Снаги» была обтекаемой, сделанной из листового железа местного происхождения. Бампер пластиковый, что не очень практично в ряде случаев. Но всё же 2301 – это ведь не карьерный самосвал, и даже курьеры к таким машинам должны относиться осторожно.
Автоломбард в СПБ: 6467373.ru
Обзор за рулём ЗАЗа был почти идеальный. Большое ветровое стекло с достаточным углом наклона обеспечивает хорошую видимость. Стойки кабины между тем относительно тонкие и не загораживают обзор. Головная оптика состоит из двух фар с указателями поворота, установленных в пластмассовой оправе. Ниже расположены ПТФ. Салон разрабатывали для машины европейцы.
В 1995 году прошли успешные испытания ЗАЗа-2301, но из-за многочисленных экономических сложностей, выпуск автомобиля был отменён.