Найти тему

Первым немецким «народным автомобилем» был вовсе не Volkswagen «Жук»!

Словосочетание «народный автомобиль» с подачи журналистов обычно связывают с неуклюжей крошкой Volkswagen Käfer, созданный Фердинандом Порше по заказу Адольфа Гитлера. Однако при этом упускают из виду, что массовый выпуск «Жуков» начался в британской зоне оккупации Германии лишь после войны, в 1946 году. А при нацистах не было выпущено ни одного серийного автомобиля, был лишь государственный контракт, специально построенный завод и шумная пропагандистская кампания с участием самого фюрера.

Автомобиль Volkswagen Käfer
Автомобиль Volkswagen Käfer

Однако у историков автомобилестроения «народным автомобилем» принято считать другую машину, Opel P4, выпускавшуюся компанией Adam Opel AG в 1935-1937 годах. Без каких-либо государственных дотаций компания приняла программу создания «народного автомобиля», и такой автомобиль был создан. Владельцами компании ставилась задача создать автомобиль, который можно было бы массово продавать за 1650 рейхсмарок. Вполне реально, учитывая, что среднемесячный заработок в тогдашней Германии был одним из самых высоких в Европе и составлял 250 рейхсмарок.

Автомобиль Opel P4, выпускавшийся компанией Adam Opel AG в 1935-1937 годах
Автомобиль Opel P4, выпускавшийся компанией Adam Opel AG в 1935-1937 годах

«Р» в обозначении марки в данном случае читается полностью как «народный» (Popular). Opel P4 вовсе не был примитивной «жестянкой на колёсах», как легендарная «модель Т», первый народный автомобиль американца Генри Форда. Двигатель объёмом 1.1 литра имел мощность 23 «лошадки», вполне прилично для того времени, к тому же для машины небольшого веса. Кузов пятиместный, с встроенным багажником (новация по тем временам). Компания выпустила за два года 66 тысяч P4, очень неплохой результат, позволивший Германии выйти на второе место в Европе по производству легковых автомобилей.

Автомобиль Opel P4, выпускавшийся компанией Adam Opel AG в 1935-1937 годах
Автомобиль Opel P4, выпускавшийся компанией Adam Opel AG в 1935-1937 годах

После Второй мировой войны в СССР оказалось довольно много трофейных Opel P4. Мальчишек 50-х годов особенно удивляло запасное колесо в необычном месте — рядом с правым передним крылом. Но в целом машина, несмотря на свою миниатюрность, смотрелась вполне респектабельно, хотя и немного старомодно.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц