Виды съемников.
Не для кого не секрет что для демонтажа подшипников, шестерен, шкивов, различных втулок и так далее требуются съемники. Это наиболее удобный и правильный способ демонтажа деталей. В настоящее время существует огромное количество типов, видов и размеров съемников. Здесь речь пойдет об наиболее универсальных из них. О тех которые используют в большинстве операций по демонтажу различных деталей.
Съемники условно делятся на два типа: это инструмент для демонтажа(снятия) деталей. Запрессованных куда либо во внутрь, например втулка в корпусе редуктора. И съемники для демонтажа внешних деталей. Напрессованных на что либо, например подшипника установленного на вал.
Оценивать легче всего их исходя из конструкционных особенностей. Самый распространённый тип съемников, классической конструкции. Позволяющей снимать как наружные так и внутренние детали. Это съемник состоящий из двух захватов установленных на общей перекладине. В свою очередь в середине перекладины нарезана внутренняя резьба в которую вкручен упорный винт. Сами захваты крепятся к перекладине на шарнирах через дополнительные рычаги.
Казалось бы ничего сложного, но сколько нюансов возникает при более детальном рассмотрении.
--------------------------------------------------------------------------------------------
Прижимной винт.
Начнем с прижимного винта, а именно с применяемой на нем резьбы. На рисунке ниже показаны различные виды резьб>>
Метрическая резьба. Если взять самую распространённую в технике метрическую резьбу. У нее самая низкая износостойкость, но она обладает самой высокой нагрузочной способностью. Ее преимущество низкая стоимость и высокая нагрузочная способность. При многократном откручивании-закручивании она быстрее всего изнашивается и сминается приходя в негодность. Как пример штатные винтовые домкраты автомобилей.
Трапецеидальная резьба. На втором месте стоит трапецеидальная или ходовая резьба. Она уже хорошо подходит к использованию в съемниках. Хуже метрической переносит высокие нагрузки, но при этом создает меньше усилий на преодоление трения между своими витками. Более стойка к истиранию и смятию.
Да и что значит хуже метрической? Только то что, диаметр винта с трапецеидальной резьбой должен быть больше диаметра винта с метрической резьбой. Для съемников это не критично.
Другое дело что в виду малого распространения, по сравнению с метрической изготовление съемников с трапецеидальной стоит дороже. Внешне трапецеидальная похожа на метрическую, но имеет более тупую вершину гребня и впадины резьбы. И другой угол наклона профиля резьбы. Для метрической он составляет 60 градусов ,а для трапецеидальной(ходовой) 30 градусов.
Упорная(грузовая) резьба. Самой лучшей для съемников является упорная или грузовая резьба. Часто используется на грузовых винтовых домкратах. По сравнению с трапецеидальной имеет более высокие нагрузочные характеристики практически как у метрической. У нее самое минимальное значение рабочего усилия. Это самая износостойкая, а значит и более долговечная резьба.
Ленточная резьба. Ленточная резьба обычно используется в штоках промышленных задвижек (арматуре), различных тисках и струбцинах. Из за своей точности и износостойкости. Очень хороший вариант при изготовлении самодельных съемников. Из плюсов низкое усилие на закручивание, но и как минус самая низкая нагрузочная способность.
При покупке отличить один тип резьбы от другого легко по внешнему виду ее профиля.
Вместо прижимного винта может использоваться гидравлический цилиндр. О таких вариантах съемников можете прочитать в моем дополнении к данной статье: "Универсальные съемники с гидравлическим штоком"
--------------------------------------------------------------------------------------------
Конструкция подпятника нажимного винта.
Следующее на что следует обращать внимание это наличие подпятника на нажимном винте. Подпятник значительно облегчает съем детали, за счет того что нажимной винт не смещается при своем вращении относительно детали в которую он упирается. Тем самым прощая неточности своей установки.
В продвинутых моделях можно устанавливать различные варианты подпятников. Наиболее отвечающих требованиям выполняемых работ.
Ниже на фото представлены варианты подпятников: от худшего варианта к лучшему>>
--------------------------------------------------------------------------------------------
Фиксаторы захватов.
Так же следует обратить внимание на наличие фиксаторов захватов на съемнике. В классическом виде они отсутствуют и существует риск, что захваты могут разъехаться под нагрузкой и слететь с демонтируемой детали. Для того чтобы избежать этого применяют различные способы их фиксации от самодельных до заводских. Они приведены с пояснениями на серии картинок ниже>>. Порядок их пролистывания от неплохих вариантов к лучшим.
Первый вариант фиксации лапок съемников.
Второй вариант фиксации лапок съемников.
Третий вариант фиксации лапок съемников.
Четвертый вариант фиксации лапок съемников.
Пятый вариант фиксации лапок съемников.
Захваты съемника от сдвига предохраняет затягивание фиксация их к коромыслу с помощью гаек. Хороший способ фиксации. Люфт захватов меньше чем у первого способа фиксации, но хуже чем у четвертого и второго. Причем при помощи дополнительных лапок съемник можно модифицировать в специализированный для демонтажа шарикоподшипников из отверстий.
--------------------------------------------------------------------------------------------
И последний важный фактор на что надо обратить внимание.
Фирмы производители.
Высокое качество:________________________________________________________________
SKF - фирма выпускающая лучшие в мире подшипники и все что с ними связанно. В том числе и съемники.
KUKKO - это маленькое немецкое семейное предприятие которое специализируется только на съемниках.
HAZET, STAHLWILLE - фирмы выпускающие высококачественный ручной инструмент.
Хорошее качество:_______________________________________________________________
Licota, JONESSWAY - фирмы популярные у авторемонтных мастерских из за хорошего соотношения цена/качество.
Качество приемлемое для бытового использования:__________________________
Дело техники