Предыстория
Наконец дошли руки написать про свой опыт использования электровелосипеда Specialized Turbo Levo 6 Fattie. Прокатался я на нем уже около 1 года и наездил по суровым горным массивам Грузии примерно 3000 км и в жару 38 градусов, и в холод, снег и ветер :) Велосипед используется мной практически ежедневно и исключительно по назначению (для катания по трейлам), так как до пандемии я жил в Тбилиси и занимался велосипедными турами, и в том числе турами на e-bike.
Небольшая предыстория. Как-то раз я попробовал электровелосипед Focus у своего знакомого и немного офигел от его возможностей по сравнению с обычными велосипедами. Велик позволил за 10 минут 2 раза съехать одну из московских трасс и с легкостью закрутить обратно на старт, куда до этого я ходил исключительно пешком. Практически сразу родилась идея делать туры и именно на электровелосипедах: мотор в виде ассистента дает огромный потенциал для исследования новых маршрутов и новых мест. И самое главное помогает вовлечь в тему маунтинбайкинга людей, которые с этим миром никогда не встречались. Повторить маршруты, где мы бываем на ибайках, на обычном велосипеде физически очень сложно: нужно быть очень хорошо подготовленным человеком, а на "электричке" с этим справится любой новичок, что по-настоящему открывает новые границы. Представьте, что вы видете с углом 90 градусов, так вот, используя электровелосипед, начинаете видеть на все 180 :)
Через некоторое время и больших раздумий я приобрел несколько электровелосипедов (правда, странная инвестиция?:)), одним из которых оказался Specialized Turbo Levo. Далее расскажу, что меня в нем зацепило и что разочаровало.
Кратко, что это за электровелосипед ?
Это экстремальный двухподвес с ходом 150мм на 150мм (передняя/задняя подвеска) и мотор-ассистент, который расположен в кареточном узле. Батарея встроена в раму наполовину и расположена на нижней трубе. Колеса 'плюс' стандарта 2.8 и неплохое оборудование по умолчанию. При желании легко найдете спецификацию в интернете, спецы из комментариев сказали, что нечего копипастить то, что можно и так найти.
Что понравилось:
Геометрия. Сев первый раз на этот байк, я достаточно сильно удивился, потому что совсем не ощутил его "избыточный" вес (21.05 кг), о котором так любят рассуждать диванные велоэксперты в интернете. Велосипед удобно управляется и на удивление отлично "дергался" за счет своей экстремальной геометрии. Вес на ходу совсем не ощущался, только если поднимать байк руками за раму. В целом управление практически не отличалось от обычных экстрим великов, на которых я катался. Конечно, я утрирую, но первые впечатления были именно такие. Это меня сильно удивило.
Толстые покрышки. Я достаточно скептически относился к "плюс" стандарту покрышек - 2.8, пока полноценно не покатался на них в горах. Мне казалось, что этот излишний обьем просто не нужен. Резина сильно прогибается и проминается при агрессивной езде, что ведет к ухудшению управления. Но, покатавшись, стало понятно, что такая резина выступает в роли дополнительного демпфера, особенно важно это оказалось на сложных каменистых подъемах, где необходимо сохранять максимум сцепления, особенно на заднем колесе. На обычном велосипеде в такие подъемы практически невозможно ездить - это очень тяжело :) а на спусках такая резина хорошо дополняет не очень длинноходную подвеску, поэтому ощущаешь себя как-то более уверенно. А собрав эти колеса бескамерно, я вообще офигел от сцепления и даже немного жалею, что сразу этого не сделал.
Мотор. Он тут особенный, и создан специально под этот велосипед, фирма Brose. Стоит сразу сказать про очень мягкий подхват ассистента: я катался на разных моторах, но именно тут он самый мягкий и первоночальный рывок минимально заметен. Мотор имеет три режима помощи, и эти режимы можно персонально настраивать в приложении (велик может коннектиться с телефоном через фирменное приложение) - сколько процентов помощи и на каком режиме вам нужно. Прикольной фишкой еще является то, что мотор немного дорабатывает уже после остановки педалей, тем самым иногда помогая на техничных подъемах, но к этой особенности нужно привыкнуть, и не всем она может понравиться.
Управление ассистентом
На руле справа есть очень удобная монетка с кнопками для переключения режимов работы мотора. К ней очень быстро привыкаешь, и могу сказать, что она находится на своем месте - четко под большой палец. Ход самих кнопок маловат, но со временем привыкаешь. Во время нажатия раздается электронный "писк", громкость которого можно поменять в приложении. Но, к сожалению, даже на максимальной громкости его не всегда слышно.
Крепление под бутылку
Есть крепление под бутылку с водой. На первый взгляд кажется "а что в этом такого?" - а вот для электровелосипеда это достижение, ведь обычно в этом месте располагается батарея : )
Помощь при подъеме пешком в гору
У ассиста есть еще один режим работы, про который я не сказал. Это кнопка помощи при ходьбе, зажав ее, мотор начинает не торопясь крутить педалями и тем самым помогает тащить его в какую-нибудь гору. Я не сразу догадался, что в этом режиме нужно также пользоваться передачами, тем самым подбирая необходимое усилие под уклон подъема, в который вы идете.
Что не понравилось:
Форма и расположение батареи.
Так как катаюсь я практически ежедневно, то заряжать велосипед приходится ежедневно. Каждый раз таскать его домой мне неудобно. Бывает, я оставляю его в машине или храню в кладовке, и там нет электричества, из-за этого каждый раз приходится снимать батарею. Из-за ее расположения на нижней трубе рамы она всегда грязная и для ее демонтажа требуется шестигранник. Когда снимаешь батарейку не часто, это норм, а когда делаешь это каждый день, начинает подбешивать и хочется, чтобы ось, которую нужно выкручивать, сделали с каким-нибудь открывающимся язычком.
Кастомный линк аморта и аморт со спешовским ушком. Я понимаю, что это фирменная фишка спеша, но блин. Все сделано для того, чтобы был какой-то уникальный стандарт, и аморт было в два раза труднее найти. Есть решение с универсальным линком от bikeyoke, но разом раскошеливаться на линк и аморт - мне жалко денег.
Аморт подтекал с самого начала, а я поленился сделать нулевое ТО, за что и поплатился. Сейчас он, конечно, работает и продолжает течь не сильно, но отремонтировать его полностью уже не получится. В перспективе только замена.
Воздушный подседельный штырь спускал тоже сразу, как я начал использовать велосипед. Его приходится все время подкачивать, часто я забываю это сделать и просто поднимаю его рукой.
Отсутсвие экрана
Спеш пошел путем, когда элементарный экран (с данными, как на велокомпе) по умолчанию отсутствует, хотя вроде его можно приобрести отдельно. Подразумевается, что райдер катается всегда с телефоном, и все данные (пробег, скорость, заряд и т.д) можно посмотреть там. Но это дико неудобно, у меня блин нет времени в телефон пялиться, тем более доставать его из рюкзака во время катания. В этом плане у компании Shimano как-то все более продуманно получилось.
Заряд батареи
Заряд батареи можно посмотреть только на кнопках включения этой самой батареи (или в приложении). А находится эта кнопка слева, для чего нужно специально туда заглядывать. На новых версиях велика они сделали по-человечески, и кнопка теперь находится на раме ближе к выносу.
Торможение
Из-за большого веса велосипед тяжелее остановить. Особенно это начинает остро чувствоваться на серьезных продолжительных спусках. К этому однозначно привыкаешь и предполагаю, что установка дисков увеличенного диаметра 225 мм или тормозных дисков с доп. охлаждением решит проблему, хотя это не дешевое удовольствие. Из-за частого катания колодки и диски стираются с молниеносной скоростью. За сезон я сменил минимум 5-6 пар колодок.
Что сломалось за время использования?
- Появился шум в моторе, очевидно, что его пора обслуживать и менять муфту (подшипник). Но умные люди поговаривают, что так просто его не найдешь.
- Развалился подшипник в заднем колесе. Это норм при регулярном катании и регулярном мытье велика из керхера, а по-другому его не отмыть - это будет возникать периодически.
- Разложил задний переключатель. Недосмотрел, что он немного раскрутился, из-за чего попал в колесо. Лишился одной спицы, петух на удивление остался цел.
- Была плохо закручена шпилька крепления мотора к раме, из-за чего я долго не мог понять, откуда берется противный скрип во время педалирования.
- Расклеивался корпус манетки ассиста. Приклеил обратно.
- Сломалась пара спиц
- Почти в ноль стерлись грипсы
- Стер резину. Это расходный материал, но проблема в том, что плюсовая резина 2.8 стоит неоправданно дорого.
- Очень быстро растягивается цепь :)
Несколько полезных дополнений
Напишу еще, чтобы не потерять, про несколько приятных дополнений, которые хотелось бы приобрести самому.
Расширитель батареи. Позволяет увеличить обьем батареи в 2 раза, что соответственно влечет за собой увеличение запаса хода и веса велосипеда :) Крепится в стандартное место, где установлено крепление для бутылки. Очень полезная штука для долгих вылазок. Собираюсь обязательно такую приобрести. Это намного удобнее, чем таскать 2-ю батарею в рюкзаке, которую непонятно где купить.
Ремонтный кит комплект. Отремонтировать фирменный мотор Brose можно только заменив его на новый - так думает и делает производитель. Но есть одна английская фирма, собирающая кит комплекты со всеми специфическими подшипниками для обслуживания мотора и осуществляющая любые ремонтные работы по любым велосипедным моторам. Очень полезная ссылка, делюсь -
https://www.performancelinebearings.com
Кастомное заднее крылышко. Из-за формы рычагов и мест их креплений вместе с вами всегда путешествует небольшая горстка земли в районе каретки. Так вот, чтобы такого было меньше, можно приобрести крыло, сделанное специально под эту раму: выглядит красиво и максимально полезно работает.
https://www.sicomtbproducts.com
Несколько слов про концептуальные минусы электробайков по сравнению с обычным велосипедом.
- Из-за толстой рамы велосипед не помещается в автомобильное крепление тюль.
- Из-за веса намного сложнее запихнуть в машину (универсал) и достать обратно.
__________________________________________________
Если статья вам понравилась, и вы дочитали ее до конца, буду признателен за лайк и комментарий. Также следить за мной и велоиндустрией можно, подписавшись на:
Мой инстаграм - https://www.instagram.com/patrekey/
Велосипедный канал в Телеграме - https://ttttt.me/twentyniner
Велосипедный чат в Дзене - подписывайтесь