Основным источником современных экологических проблем по праву считается техногенное загрязнение. Вредные выбросы предприятий и транспорта способствуют разрушению озонового слоя земли и отравлению почвы. Неудивительно, ведь легковой автомобиль потребляет примерно 4 тонны кислорода в год, а взамен «отдает» около 800 килограммов угарного газа, 200 кг углерода и более 40 кг оксида азота.
Минимизировать опасные выбросы в атмосферу помогают специальные системы фильтрации, которые согласно экологическому законодательству, автопроизводители просто обязаны устанавливать во всех машинах.
В зависимости от конструкции того или иного транспортного средства, объема выхлопных газов и вида используемого
топлива все автомобили делятся на 5 экологических классов:
Евро-1 – первый норматив, разработанный с целью защиты окружающей среды от губительного воздействия выхлопных газов. Экологический стандарт, регулирующий допустимый уровень вредных выбросов, распространялся только на автомобили с бензиновыми агрегатами. В частности, в Евро-1 было указано предельное значение примесей оксида азота, оксида углерода и углеводородов, попадающих в атмосферу в
ходе эксплуатации транспортного средства. Строгое соблюдение Евро-1 почти никак не регламентировалось, поэтому эффективным его введение назвать нельзя.
Евро-2 – доработанная версия Евро-1 предписывала сократить объем вредных выбросов автомобильного транспорта в 3 раза. Этот экологический класс был принят как часть российского законодательства в 2005 году, а в 2006 его применение стало обязательным.
Евро-3 – экологический класс, предусматривающий минимизацию опасных выбросов,
в том числе и при эксплуатации машин с дизельными моторами. Ужесточение требований привело к сокращению объема вредных примесей в отработанных газах еще на 40% по сравнению с Евро-2.
Евро-4 – стандарт, получивший распространение в европейских в странах в 2005 году. В России “четверка” как экологический класс известна с 2010 года. Введение Евро-4 привело к уменьшению количества опасных соединений, выбрасываемых в атмосферу, еще на 40 процентов отличие от требований Евро-3.
Евро-5 – самая прогрессивная в настоящее время версия экологического стандарта. Согласно действующим нормам автомобиль может выделять не больше 0,05 г/км углеводородов, до 0,8 г/км оксида углерода и не более 0,06 г/км оксида азота. Начиная с 2008 года соблюдение норм Евро-5 обязательно для грузового автотранспорта, а с 2009 года соответствующие требования применяются и в отношении легковых
автомобилей. В нашей стране Евро-5 был принят в 2015 году. Таким образом, на территории всех стран Европы и России в данный момент разрешено продавать только транспортные средства “пятого” экологического класса. Определить экологический класс машины можно с помощью технического паспорта.
При пересечении границы государства тот или иной экологический класс присваивается автомобилю на основе данных сопроводительных документов, что отмечается в ПТС.
Запрещено ввозить на территорию России транспортные средства, не соответствующие описанным выше нормам Евро-5. Исключение составляют автомобили, приобретенные на вторичном рынке внутри страны или произведенные на отечественных заводах в рамках стандартов Евро-4 и Евро-3 в разные годы. Их эксплуатация законом не преследуется.
Что касается правил дорожного движения, с 1 июля 2020 года введены специальные дорожные знаки, ограничивающие передвижение транспортных средств, загрязняющих атмосферу с превышением нормы. Кроме того, с 1 июля 2021 года планируется расширить перечень машин, запрещенных к эксплуатации в определенных местностях по причине несоответствия стандартам Евро-5.
Позаботьтесь о будущем планеты, выбирайте экологичный транспорт!