Эксперты портала speedme.ru рассказали об истории амбициозных спорткаров Marussia.
Идея создания отечественных спорткаров зародилась в голове конструктора Игоря Ермилина в 2007 году. В ходе работы над проектом «Феникс» Ермилин пригласил актёра, шоумена и гонщика Николая Фоменко, дабы обсудить перспективы отечественного спорткара. Спустя некоторое время, к проекту подключился первый инвестор, а также арендована часть завода ЗИЛ и закуплено необходимое оборудование.
Уже в августе 2008 года был собран первый прототип, получивший название Marussia B1, однако модель представляла собой каркас с основными узлами и агрегатами, но к ноябрю был создан кузов с агрессивным дизайном и резкими чертами. Изначально планировалось продавать автомобили по цене около 35 000- 40 000 евро, но на презентации B1 стало известно, что автомобили Marussia будут стоить 90 000 — 95 000 евро. Несколько позже Фоменко сообщил о том, что клиенты начнут получать ключи от своих автомобилей весной 2009 года.
Но одновременно с разработкой B1 велась работа над второй генерацией спорткара Marussia B2, внедорожника F2 и электрокара. Проблема заключалась в том, что модели не были унифицированы, ведь на прототипе Marussia B1 устанавливался усилитель руля от Lada Kalina, амортизаторы Плаза и двигатель от Renault Vel Satis. После первой презентации представители компании сообщили о том, что будут использоваться лишь зарубежные компоненты- по словам Фоменко, нельзя было продавать дорогой спорткар на компонентах от Lada.
Для того, чтобы начать продажи автомобилей бренда в РФ необходимо было пройти сертификацию. Marussia B1 получила российский ОТТС в 2010 году, а остальные модели компании вовсе не смогли пройти данную процедуру. Также компания намеревалась предлагать свои автомобили в США, Европе и Китае, где процедуру сертификации пришлось бы проходить заново.
Кроме создания спорткаров компания работала над внедорожником Marussia F2, основой для которого стала модель Ssang Yong Rodius. По некоторым данным, на создание дизайна модели ушло лишь несколько месяцев, а работы пришлось завершать практически за день перед выставкой Экспокомм, где и был представлен прототип внедорожника. Более удачно велись работы над вторым поколением спорткара Marussia B2. Отдел по дизайну курировал лично Николай Фоменко и в сентябре 2009 года модель была представлена во Франкфурте, где новинка поразила как отечественных, так и зарубежных журналистов.
К 2010 году компания переехала с территории завода ЗИЛ на территорию химического предприятия «Снежинка». Также в этом году был открыт первый шоурум бренда, где принимались предзаказы и демонстрировались прототипы.
В качестве силовой установки первые экземпляры Marussia B1 использовали атмосферные двигатели Nissan VQ35 мощностью 240 л.с., устанавливавшиеся на спорткары Nissan 350Z. Несколько позже Николай Фоменко начинает сотрудничать с британской компанией Cosworth и в распоряжении Marussia появляются турбомоторы мощностью 420 л.с., что позволяло спорткарам разгоняться до 100 км/ч всего лишь за 3,8 секунды, но из-за необходимости использования более надежных коробок передач от данного агрегата решили отказаться. В 2010 году Marussia заявляется титульным спонсором команды Virgin Racing в гонках Формулы-1, однако из-за того, что не было выиграно ни одного очка, её тогдашний владелец Ричард Брэнсон продаёт контрольный пакет команды владельцу Marussia Андрею Чеглакову. В конце 2014 года команда перестала существовать, не заняв ни одного призового места.
Также интересен тот факт, что в одно время Marussia являлась частью проекта «Кортеж», тендер удалось выиграть НАМИ, но Marussia выступала в роли соучастника. Через некоторое время директор НАМИ решил отказаться от услуг Marussia, ведь не видел практической пользы в услугах компании.
В 2014 году Marussia объявила себя банкротом и в конечном итоге от компании осталось около 30 автомобилей разной степени готовности и огромные долги. Стоит отметить, что ни одного серийного автомобиля так и не было выпущено.