Найти тему

Броневик Ленина. С какого автомобиля толкал речь вождь

Оглавление

Все помнят историю про Ленина на броневике. Сегодня хотелось бы поговорить о незаслуженно забытом герое той легенды — бронеавтомобиле.

Что за машина?

В качестве трибуны Владимир Ильич использовал легкий бронеавтомобиль — «Остин». Если быть точным, это не модель, а семейство бронемашин, которые разрабатывались одноименной фирмой в Британии. Заказчиком была Российская Империя.

«Остин 1-серии». 1915 год. Предположительно фото сделано в районе Двинска.
«Остин 1-серии». 1915 год. Предположительно фото сделано в районе Двинска.

Первая партия из 48 автомобилей, которые были поставлены в Россию уже к концу 1914 года. Эти машины назывались «1-серия». Позже в Россию отправили еще две партии, а последняя четвертая серия, более известная, как «Остин 1918», не успела отправиться заказчику в связи с революцией.

Трофейный бронеавтомобиль в Германии
Трофейный бронеавтомобиль в Германии

Считается, что Ленин говорил речь с броневика «Остин 2-серии». Эти машины были поставлены в Российскую Империю в 1915 году. Конкретно этот автомобиль, служил в запасном бронеполку, использовался для обучения. Участвовал в штурме Зимнего Дворца.

Технические характеристики

Бронирование автомобиля состояло из бронелистов 3,4–4 мм, которые производились «Виккерс». Всего экипаж состоял из четырех человек. Бронирование было практически сплошным, использовались смотровые щели, которые могли во время боя практически полностью закрываться заслонками.

Бронирование автомобилей на Ижорском заводе
Бронирование автомобилей на Ижорском заводе

Радиатор закрывался откидным листом. Причем, водитель мог поднимать защиту радиатора прямо из кабины, с помощью тяг и рычагов.

В качестве силового агрегата использовался бензиновый карбюраторный двигатель Austin Motor Company. Он имел четыре цилиндра, жидкостное охлаждение. Развивал мощность до 30 л.с. Дополнялся мотор механической трансмиссией, которая имела четыре передачи для движения вперед и одну для заднего хода.

Все это позволяло передвигаться со скоростью до 60 км/ч.

Юнкера возле бронеавтомобиля на Дворцовой площади
Юнкера возле бронеавтомобиля на Дворцовой площади

Для зажигания использовалось магнето, которое производилось фирмой Bosch. Также имелась внутренняя система электроснабжения, которая питалась от аккумулятора 12 V. От аккумулятора питалась фара, габаритные огни и внутренний фонарь.

Вооружение состояло из двух пулеметов системы Максим с калибром 7,62. Размещались они в двух башенках, каждая из которых имела угол обстрела в 230°.

Стоит упомянуть о недостатках. Трансмиссия была не очень надежной, что приводило к частым поломкам. Также первые «Остины» имели слабую раму, которая требовала усиления. Недоработкой были пулепробиваемые шины, их впоследствии заполняли специальным составом для усиления.

Остин в районе Западной Двины. 1916 год.
Остин в районе Западной Двины. 1916 год.

Где использовалась

Машины активно использовались в составе автопулеметных взводов. Участвовали в обороне Двинска, Брусиловском прорыве. После революции практически все машины попали в РККА, только небольшое количество бронеавтомобилей попали в Белые войска.

Красноармейцы возле броневика «Остин 2-серии». Предположительно 1921 год.
Красноармейцы возле броневика «Остин 2-серии». Предположительно 1921 год.

За пределами нашей страны известно об использовании трофейных машин «Остин» в 1919 году в Германии для разгона демонстрантов. Также 60 автомобилей, которые не успели отправить в Российскую Империю до революции, применялись британцами во время боев в Месопотамии и Афганистане.

Авто
5,66 млн интересуются